Найти тему
Майор Гром

ИТЭР без России встал. Мы производим не только ресурсы, но и технологии

ИТЭР, задуманный в 80-е годы, является одним из крупнейших международных исследовательских проектов в мире, целью которого является создание прототипа термоядерного реактора (токамака, термин, кстати, придуман нашими учеными), который должен проложить путь к почти безграничной чистой энергии, имитируя реакции на Солнце. Его общий бюджет на сегодняшний день составляет около 35-40 миллиардов евро, из которых Европа оплачивает около половины.

В проекте участвуют 35 стран, основные: ЕС, США, Индия, Япония и Россия. Они формируют бюджет проекта, но некоторые вкладывают не живые деньги, а предоставляя технологии и детали необходимые для сборки токамака ИТЭР. Россия в числе тех, кто вкладывается технологически. Отметим, что сроки окончания проекта неоднократно сдвигались. И если вы думаете, что только у нас растёт смета во время строительства, то заблуждаетесь, так как стоимость ИТЭР выросла серьёзно с 5 до 19 млрд евро, это только стоимость строительства, общий бюджет мы вам озвучили выше.

Вот здесь и будут твориться чудеса (зачёркуто) НАУКА!
Вот здесь и будут твориться чудеса (зачёркуто) НАУКА!

После февраля европейские страны разорвали официальные научные связи с Россией, и некоторые исследовательские центры последовали их примеру. Например, ЦЕРН заявил, что не станет продлевать отношения с нами, когда в 2024 году истечет срок действия соглашения о сотрудничестве. Но ИТЭР стал приятным исключением. Тут об окончании сотрудничества не говорят (сотрудничество даже выведено из-под санкций), так как Россия является ключевым поставщиком сверхпроводящего материала и некоторых других частей. Однако, другие санкции продолжают действовать и в Питере застряли некоторые ключевые запчасти, которые должны были уже давно отправиться во Францию (катушку полоидального поля). Задержка уже «ощутима», как утверждает директор проекта и может продлиться ещё больше. А тем временем затраты на проект всё растут и растут (электроэнергия и стройматериалы).

А США, как шакалы, везде ищут только свою выгоду, пытаясь бесцеремонно кинуть своих вчерашних партнёров. В 2014 и 2015 годах Сенат США безуспешно пытался вывести страну из проекта, так как в это время в стране наблюдался рост частных стартапов в области термоядерного синтеза, многие из которых быстро тестируют новые способы получения устойчивой термоядерной энергии. В основном стартапы (есть компании, которые существуют уже 5-30 лет, но вышли на рынок стартапов) растут из университетов, один из самых больших в Массачусетском техническом, кстати, они образовывались в основном учёными, которые были не удовлетворены господдержкой. Всего их в США 21, а в Европе 3,5. В прошлом году частная индустрия синтеза получила дополнительно 2,83 миллиарда долларов инвестиций. $2 млрд, получены сектором в прошлом году (России бы такие инвестиции в отрасль, а не вывод денег в офшоры, может сейчас всё изменится). Для сравнения в Европе инвестиции равны всего 50 млн евро. В среднем компании, работающие в этой области, ожидают появления коммерческого синтеза в первой половине 2030-х годов (но скажем так это оптимистические сроки, чтобы инвесторы давали денег, в реальности хорошо, если это будет к середине века, если не случится новых войн международных войн и экономических кризисов). Но сейчас и они застопорились. В марте эксперты рассказали о разрыве цепочки поставок. Теперь российские детали тяжело доставить в США, а без них реализация ни одного проекта невозможна. Наши ученые одни из лидеров в области термоядерного синтеза, это общепризнанный мировой факт, поэтому в этой области Запад всячески пытается с нами продолжать сотрудничать. Запад говорит, что в мире потенциально узкий круг учёных в этой области.

США надеются, что станут первыми в этой области, так как они больше вкладывают, Европа надеется быть первой, так как они значительно дальше продвинулись в создании рабочей установки, но всем планам может помешать Россия…

Разработать собственный рабочий проект в одиночку нам будет сложно. Но, как мы заметили выше, в проекте ИТЭР участвуют и Китай и Индия. Объединившись с ними, можно попробовать опередить и тех и других, став безусловными лидерами, при этом играя в проекте главную роль, в отличие от ИТЭР. Так что разворот на Восток может дать нам куда как больше, нежели просто прибыли от продажи энергоресурсов.