Среди 95-ти тезисов Лютера, есть два показательных, напрямую ставящих папскую легитимность в вопросах духовных под вопрос, это 82-й тезис, который гласит:
«Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей?»
И 83-й:
«Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?».
Эти два тезиса, наряду с другими, прямо бросали вызов папскому авторитету и всей политике католической церкви.
А потому неудивительно, что порочный Альбрехт Бранденбургский, заинтересованный в продолжении и наращивании церковной коррупции, получив копию тезисов от самого Лютера, не упустил возможности и сразу же отправил их в Рим, где после изучения их на предмет еретического содержания, папа приказал Лютеру явиться на допрос.
Допрос в Аугсбурге
Фридриху III, саксонскому курфюрсту, однако, удалось устроить всё так, чтобы допрос над Лютером прошел в Аугсбурге, перед имперским сеймом в октябре 1518 года. Там, на протяжении трех дней, кардинал Томас Каэтан пытался заставить Лютера покаяться и отречься от своих еретических убеждений, однако он стойко стоял на своем.
Когда допрос уже подходил к концу, Лютеру напомнили, что его аргументы удивительном образом схожи с идеями таких еретиков, как Уиклиф и Гус, которые настаивали на индивидуальном толковании Священного Писания вопреки традициям Церкви.
Кардинал утверждал, что священное писание должно быть верно истолковано и переведено, и что сделать это может только лишь Папа Римский, который, по его словам, является важнее и выше всего в церкви. На это ему Лютер ответил - «Я отрицаю, что Папа выше Писания». Реакция кардинала, как говорят, была бурной, он тотчас же приказал Лютеру убраться оттуда и возвратиться, только если он будет готов сказать - «Я каюсь».
Лютер тут же вышел из комнаты, где проходил этот спор и позже написал сторонникам, что «кардинал не более подходит для духовных споров, чем осел для игры на арфе». Этот образ позже был подхвачен и распространен его друзьями, которые стали публиковать брошюры, изображающими папу в образе осла.
Каэтан, в свою очередь, так и не попытался арестовать Лютера во время допроса, хотя он, несомненно, хотел бы этого, а сторонники Лютера, помогли ему бежать из Аугсбурга до того, как у Каэтана появился еще один шанс.
Лейпцигский диспут
В июне 1519 года богослов Иоганн Экк (1486–1543 гг.), бывший друг Лютера, устроил дебаты с соратником Лютера Андреасом Карлштадтом в Лейпциге. Лютер присутствовал и даже участвовал на этом мероприятии, там он снова утверждал, что папа не выше Писания и не имеет власти над душами в чистилище, чей грех не может быть оценен живыми.
Экк обвинил Лютера в ереси, сравнив его с Яном Гусом, который в то время считался еретиком и был сожжен на костре в 1415 году. Экк, как до него и Каэтан, указал на, что Лютер, как и Гус, считает, что понимает писание лучше, чем Папа и обвинял его в гордыне, поскольку Лютер думает, якобы он единственный, кто что-то знает. На это ему Лютер ответил:
Я скажу вам прямо, что я думаю. Я христианский богослов; и я обязан не только утверждать, но и защищать правду своей кровью и смертью. Я хочу свободно верить и не быть рабом ничьей власти, будь то совет, университет или папа. Я с уверенностью исповедую то, что кажется мне истинным, независимо от того, утверждалось ли это католиком или еретиком, было ли это одобрено или осуждено собором.
Дебаты закончились тем, что обе стороны заявили о своей победе и продолжили вести свой спор в войне памфлетов, направленном на широкую общественность. Сторонники Лютера распространяли карикатуры папы, изображенным в образе осла, играющего на волынке, а Экк продолжал свои обвинения в ереси, ну и сам Лютер не остался в стороне, и осудил папу и церковь как антихриста.
Папа Лев X, узнав больше об этом проблемном немецком богослове в июне 1520 года, пригрозил Лютеру папской буллой об отлучении от церкви, если он не отречется от ереси. Лютер же публично сжег папскую буллу в декабре 1520 года и был отлучен от церкви в январе 1521 года.
Теперь Лютер считался находящимся вне Божьей благодати и Его Церкви, теперь его дело было передано светским властям, которые вызвали Лютера явиться на сейм в Вормсе. Однако эта тема уже для следующего рассказа.
⇦ Предыдущая часть Следующая часть ⇨
P.S. Спасибо всем кто дочитал, если вам прочитанное понравилось или вы посчитали информацию полезной, пожалуйста, подпишитесь на мой канал, время сейчас для всех тяжелое, для вас это не сложный шаг в один клик, а для меня возможность прожить еще один день!
Смотрите также:
#история #реформация #мартин лютер #лютер #средневековье #средние века #новое время #история религии #история германии #история реформации