«Признайся, ты просто не любишь русских художников» — таково было основное объяснение того, что в моей группе очень редко встречаются анализы произведений не европейских художников. Честно говоря, я могла бы и сама согласиться с данным утверждением, если бы ни одно имя: Михаил Александрович Врубель.
Биография
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны Басаргиной, дочери астраханского вице-губернатора. Мать Врубель практически не знал, так как она умерла когда художнику было еще три года. Вскоре отец женился снова на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Надо сказать, что отношения внутри семьи были весьма теплыми и уважительными: мачеха занималась воспитанием и развитием ребенка. Многие исследователи утверждают, что любовь к музыке. повлиявшую на жизнь и творчество художника, появилась у Михаила Александровича во многом благодаря Елизавете Христиановне.
Еще в детстве Михаил Александрович проявил интерес и способности к живописи, однако, когда в 1874 году встал вопрос о получении высшего образования, его направили на юридический факультет Петербургского университета.
«Богемная» жизнь в Петербурге больше привлекала юношу, чем обучение: благодаря покровительству семье Папмелей он часто проводил вечера в обществе художников, музыкантов. Потому нет ничего удивительного в том, что университет Михаил Александрович закончил с весьма посредственными результатами.
В 1880 году он поступает в петербургскую Академию художеств, где попадает на обучение к Павлу Чистякову. Успехи в обучении были очевидны: уже в 1881 году Врубель получает серебряную медаль академии, однако уже в 1884 году он прерывает свое обучение, отправляясь на работу в Киев. Там, по приглашению Адриана Прахова, мастер работает над реставрацией Кирилловской церкви. Более к обучению Врубель уже не вернется.
Многие исследователи отмечают, что в Киеве Врубель влюбился в жену своего заказчика Эмилию Прахову, которую и изобразил в образе Богоматери для иконы «Богоматерь с младенцем», 1885 года.
В Киеве художник будет жить и работать до 1889 года, постоянно совершенствуя свое мастерство благодаря изучению работ «старых мастеров» во время путешествий по Европе.
В 1896 году художник знакомится со своей супругой — оперной певицей Надеждой Ивановной Забелой, ставшей его музой. Надо сказать, что история знакомства и свадьбы этой пары во всей красе показывает экспрессивность художника. Дело в том, что их первая встреча была весьма обескураживающей для Надежды Ивановны, потом она вспоминала:
«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Предложение певице художник сделал практически в тот же день, уже через два месяца они обручились, а в июле 1896 года обвенчались в Женеве. Образы Снегурочки, Царевны-Лебеди, Волховы, исполняемые Забелой-Врубель вдохновляли М. А. Врубеля на создание многочисленных картин.
Тем не менее, семейная жизнь пары стала и трагичной: в 1901 году у Врубелей родился ребенок, мальчика назвали Савва. Ребенок был долгожданный, однако счастье было омрачено тем, что лицо мальчика было обезображено «заячьей губой», а уже в 1903 году сын Врубелей скончался.
С рождением ребенка Надежда Ивановна была вынуждена покинуть сцену и забота о содержании семейства полностью легла на плечи Михаила Александровича. Именно в этот период стали проявляться проблемы с психикой и уже в 1902 году его впервые помещают в психиатрическую клинику. Смерть сына вызвала новый кризис в сознании художника, у него все чаще проявляются признаки безумия, а в 1906 году он, к тому же, полностью теряет зрение. В 1910 году художник умирает.
Сказочная живопись Врубеля
Герои сказок и мифов встречались в работах Врубеля на протяжении практически всей жизни: еще в академии он написал портрет натурщика в образе Вакха, однако наибольшее внимание к персонажам сказок и мифов мы видим в период с 1896 по 1900 гг.
Разработка сказочной темы началась с воссоздания образа богатырства. В основу ныне утраченного полотна «Микула Селянович» легла былина, повествующая о знакомстве богатыря Вольги и крестьянина Микулы Селяновича. Это работа была написана по заказу С. И. Мамонтова для павильона искусств на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. Тем не менее, комиссия Академии художеств отвергла панно как «нехудожественное». Недовольный подобным решением С. И. Мамонтов на свои средства построил перед входом на выставку павильон, где экспонировалась картина художника.
Саму работу оценить в настоящее время невозможно, однако сохранился эскиз, позволяющий проанализировать задумку автора.
В эскизе чувствуется явное противостояние двух героев: богатыря, выглядящего несколько самодовольно, и спокойного крестьянина, иллюстрирующего мощь народа. Композиция картины такова, что зажатые в рамки персонажи кажутся настолько огромными и мощными, что просто не «помещаются» на полотне.
Продолжение разработки образа русского воина проявилось в картине «Богатырь», 1898 г. Мощный, приземистый воин и его несколько непропорционально огромный конь воспринимаются, как нечто монументальное и непоколебимое. Цветовая гамма и растительный орнамент на одежде воина создают ощущение того, что персонажи растворяются в окружающем пейзаже, являя собой неотъемлемую часть природы.
Более ярко отражение своеобразного единства персонажа и природы проявилось в картине «Пан», 1899 года.
Надо сказать, что эта работа вообще представляет собой причудливый синтез реального и выдуманного, русского и иностранного. Само название, изображение рогов и копыт отсылают нас к греческой мифологии, как и музыкальный инструмент, который этот Пан держит в руке. Тем не менее, пейзаж, напоминающий территории средней полосы России, накладывает на Пана свой оттенок, вызывая в сознании образ лешего. Таким образом, герой картины выходит за рамки известных персонажей, являя собой душу природы, вне зависимости от существующих имен и образов.
Природа этого существа совершенно фантастична: тело превращается в старый пень, а голубые глаза отражают стихию воды, светясь, в то же время, потусторонним, холодным и в чем-то даже мертвенным светом.
Со временем сказочные персонажи Врубеля становятся все более зловещими. К примеру, глаза «Валькирии», написанной в том же году, полностью сливаются с ночным небом. Черные, холодные, безжизненные «колодцы» затягивают зрителя, пугая его и создавая ощущение тревоги.
Одной из самых известных картин Врубеля является полотно «Царевна-Лебедь», 1900 г., вдохновленный сценическим образом Надежды Ивановны Забелы-Врубель.
Перед нами прекрасная, привлекательная девушка, стремящаяся покинуть зрителя, уплыв в сторону таинственного острова. Композиция полотна создает ощущение того, что мы стоим прямо рядом с царевной, словно бы только что отпустили ее руку, в последний раз глядя в большие серые глаза.
Детально прорисованные украшения делают весь образ более рельным и ощущаемым, однако холодные, серебристо-голубые цвета, используемые даже в изображении кожи царевны, создают ощущение чего-то призрачного. На фоне сгущаются сумерки, на оперенье играют последние лучи заходящего солнца.
Эта картина создает ощущение печального прощания: со днем, светом и прекрасной царевной, манящей идти следом.
Еще более тревожной является картина «Сирень», 1900 г. Угловатые, кристаллические цветы, написанные мастихином (своеобразной лопаткой, позволявшей наносить густой слой краски) напоминают фантастические цветы на его известнейшем полотне «Демон сидящий», 1890 г.
Среди густых соцветий мы видим хрупкий образ девушки-нимфы, словно случайно попавшейся на глаза зрителю. Важно то, что в данном случае сама девушка написана кистью, что создает контраст между основательными, объемными, реальными цветами и тонкой, хрупкой, словно бы растворяющейся в пространстве героиней. Абсолютно серая кожа, русалочьи волосы и безжизненные глаза рождают ассоциацию с утопленницей, призраком.
Врубель не был единственным, кто в тот момент обратился к сказочным образам: в конце XIX века творил также и Виктор Михайлович Васнецов, кисти которого принадлежат такие работы как «Алёнушка» 1881 г., «Богатыри» 1898 г., «Снегурочка», 1899 г. Тем не менее, миры Врубеля уникальны: они одновременно реальны и фантастичны, монументальны и хрупки. Влияла ли болезнь на творчество мастера? Остается лишь предполагать.
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве