Найти в Дзене
Марат Ульмасбаев

Яма Раджа - как персонаж буддийской мистерии и Бог смерти.

Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик) — в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства, является центральным персонажем мистерии Цам. Это грозное божество выступает в трёх качествах: властитель трёх миров, самостоятельный распорядитель и личный палач.

Согласно тибетским толкованиям, эти три свойства объясняются так:
• он повелевает всеми тремя мирами - подземным, надземным и небесным; если душа умершего скроется, боясь наказания, из одного мира в другой, то она всё равно не избежит наказания владыки смерти, так как он властвует во всех мирах;
• если бы владыка смерти вместо себя посылал чиновников, посланцев и т.п., то можно было бы откупиться от них или избавиться от наказания посредством взяток, но он приходит сам;
• если бы владыка смерти вместо себя послал для совершения наказания чиновников и т.п., то можно было бы упросить их или силою избавиться от наказания, но он, однако же, не посылает других, а приходит сам и совершает всё наказание своею властью и силою, поэтому избавиться от него очень трудно.
Владыка мертвых изображается с бычьей головой, поскольку в мифологических представлениях тибетцев и монголов бык символически связан с миром мертвых.

Тибетская легенда о Яме повествует об отшельнике – последователе религии бон (это древняя форма религии, близкая к шаманизму), который провел пятьдесят лет в медитации для достижения нирваны. Когда ему осталось медитировать лишь один час до цели, то в его пещеру ворвались разбойники, неся с собой украденную тушу быка. На глазах Чойчжала (Ямы) они убили быка. Разбойники решили убить и аскета, чтобы он их не выдал, и, хотя тот умолял пощадить его, ибо ему остался лишь один час до ухода в нирвану, они отрубили ему голову. Тотчас он принял облик гневного божества, приставил бычью голову к своей шее, разорвал разбойников на части, выпил их кровь и, будучи не в силах унять свою ярость, принялся уничтожать жителей Тибета. Положить предел этому истреблению смог лишь Манджушри, принявший форму Ямантаки. Будучи побежденным им, Яма принес обет верности буддизму и стал защитником Учения.

Из этой легенды напрашиваются два любопытных вывода: во-первых, этот центральный образ мистерии имеет шаманские корни своего происхождения, а во-вторых, он применяет широко известный у языческих народов всего мира способ преображения – надевание в качестве маски головы животного (по одной из версий этой легенды, Яме не отрубили голову, и он надевает на нее отрубленную голову быка). Очевидно, в тибетском шаманизме (бон) применялся подобный прием, что и нашло отражение в легенде. Таким образом, персонаж Чойчжал или Яма (Эрлик-хан) оказывается весьма древнего происхождения.

-3

Обычно Повелителя Мертвых изображает монах высокого роста. Маска Чойчжала – самая большая из всех масок мистерии и изображает рогатую синего цвета голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя глазами - видящими прошлое, настоящее и будущее, с загнутым вверх кончиком носа. Её украшает по верхнему краю пять золотых черепов. В кончики изогнутых рогов вставлены вырезанные из металлических пластин позолоченные язычки пламени. Ритуальная одежда Чойчжала синего цвета, с вышитыми драконами. Поверх неё надевается ожерелье из черепов, она украшалась колокольчиками. Его атрибуты «зеркало кармы», книга судеб, весы. В правой руке Чойчжал держит жезл, в виде скелета, которым он помахивает, отгоняя злых духов, в левой – аркан с кольцом и железным крюком для улавливания грешных душ, для укрощения вредоносной силы непокорных нечестивых духов.
Благодаря такому наряду фигура Ямараджи возвышается над всей площадью. На его одежде развеваются разноцветные ленты. При каждом движении грозно гремят многочисленные украшения из черепов, металлические зеркала и тяжелые браслеты.
Бог Смерти выходит на сценическую площадку в сопровождении спутников при особо резкой и зловеще звучащей музыке. Ряженные делают огромные прыжки, поворачиваются на одной ноге, наклоняются и проводят по воздуху руками, как бы уничтожая этими движениями врагов веры во всех трёх мировых сферах.

Появление повелителя подземного мира вызывает всеобщее ликование. Тибетцы, разворачивая на ходу хадаки (ритуальные шарфы, подношение которых символизирует уважение и почитание), бросаются к Ямарадже, прикасаются к нему лбами или руками, кланяются в ноги, подносят хадаки, вешая их на руку божества. Азары (слуги в мистерии) мягко отводят верующих и уносят хадаки, чтобы была возможность продолжать действие. Считается, что, получив на новогоднем Цаме благословение от Ямараджи, хотя бы коснувшись его, — обеспечишь себя благополучием на весь год.

Однако не во всех буддийских мистериях царит такая эйфория от выхода Повелителя Мертвых. Есть монастыри, где зрители внимательно следят, чтобы он даже краем одежды не коснулся их, - у них есть поверье, что это может привести к смерти.
За Ямараджей шествует его свита. Грохочут литавры, оглушительно ревут трубы и раковины. Все зрители цама зачарованы мистическим действом. Маски оживают — сами боги находятся на монастырской площади. Наконец Повелитель Мертвых присаживается перед ящиком с линга на колени. Жезлом, увенчанным изображением черепа, Ямараджа касается линга и как будто разрубает его на несколько частей.
Этим производится ритуальное разрубание-умерщвление (лишение силы) негативной субстанции — кульминационное действие Цама Ямараджи. С этого момента все дурное, что накопилось за год тибетского лунного календаря, уничтожается и не может перейти в новый год. Ямараджа со свитой сначала танцует, а потом один покидает площадь. Затем свита также скрывается в храме. После ритуала «лишенный силы» линга выбрасывается в безлюдное место или сжигается.
Период между первым и четырнадцатым днем новогоднего месяца считается у буддистов «трещиной» между мирами — старый год (мир) умер, новый — еще не родился. Владыка Мертвых и вся его загробная свита, в том числе и животные, мифологически посвященные Ямарадже, обеспечивают благополучный переход из старого мира (года) в новый.

Ямараджа в Мистерии Цам. Фото: © tsemdo.thar
Ямараджа в Мистерии Цам. Фото: © tsemdo.thar