30 мая 1431 года Жанну д’Арк сожгли на костре в Руане. На голову воительнице надели закрывающую лицо бумажную митру с надписью «Еретик, вероотступница, идолопоклонница». Последнее, что выкрикнула перед смертью охваченная огнем девушка, — имя Иисуса. Почти все зрители рыдали от жалости. А спустя пять лет в местечко Гранж-оз-Орме в Лотарингии на старой кляче въехала женщина в потрепанной одежде, она называла себя Клод...
История Жанны д’Арк закончилась трагически: она попала в плен к бургундцам, затем девушку продали за 10 000 золотых ливров ее злейшим врагам — англичанам. Они считали, что смерть отважной воительницы положит конец череде военных побед французов. Процесс над Орлеанской девой состоял из странностей, обмана и нарушений. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе, ее обманом заставили подписать отречение от всех своих «заблуждений» и вынудили надеть мужскую одежду, обвинив за это в грехе. Пока король Франции Карл VII бездействовал, англичане добились своего: женщину приговорили к сожжению на костре.
Однако французы не могли смириться со смертью героини. Поползли слухи, что в Руане сожгли другую женщину, а Жанне д’Арк удалось сбежать. Оснований для них хватало. Почему еретичке позволили причаститься перед смертью? Зачем лицо приговоренной спрятали, а вокруг помоста расставили 800 солдат, которые не давали никому приблизиться? Как вышло, что вместо подписи Жанны на бумагах стоит крест? Соотечественники верили: Орлеанская дева жива и скоро вернется. И Жанна не обманула их ожиданий.
Возвращение Орлеанской девы
Женщина, называющая себя Клод, появилась в местечке Гранж-оз-Орме в Лотарингии в мае 1436 года. Выглядела она непрезентабельно: была одета в потрепанные мужские вещи, а кляча под ней едва передвигала ноги от старости. Денег у Клод не было.
Первым, к кому она обратилась, был сир Николя Лув, который прекрасно знал Орлеанскую деву. Он согласился принять странную путешественницу. Вот что говорят летописи об их первой встрече: «И поведала она сиру Николя Луву многое, и уразумел он тогда вполне, что пред ним сама Дева Жанна Французская, которая была вместе с Карлом, когда его короновали в Реймсе». После беседы мужчина «дал ей скакуна ценой в 30 франков и пару кожаных поножей». Вскоре, услыхав о возвращении Жанны, приехали в Гранж-оз-Орме и другие видные люди. Глава старшин в Меце сеньор Обер Буле презентовал Клод капюшон, а губернатор Николя Гронье — меч.
Признание Николя Лува значило многое. Французский писатель и историк Робер Амбелен в своей книге «Драмы и секреты истории» отмечает, что Николя не просто знал Жанну д’Арк, а был обязан ей своим дворянством. На тот момент он занимал весьма высокое положение, и рисковать им, выставляя неизвестную нищенку Орлеанской девой, было по меньшей мере глупо. Вряд ли Лув, Буле или Гронье стали бы затевать историю с мошенничеством: им было что терять.
Примечательно и место, которое выбрала Клод для своего первого появления. Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии: иными словами, девушка приехала туда, где Орлеанская дева легче всего могла быть узнанной, а самозванка — разоблаченной. С момента казни на костре в Руане прошло лишь четыре года: этого слишком мало, чтобы знающие Жанну забыли, как она выглядит.
Вскоре приехали братья Жанны д’Арк. Первый на тот момент был оруженосцем и носил прозвище Жан Малыш, а второй, Пьер, успел стать рыцарем с титулом мессира. Оба подтвердили: «Да, это наша сестра!» Уже втроем они отправились в город Мец. Там Жанна произвела настоящий фурор: на улицах собирались толпы людей, которые хотели увидеть Орлеанскую деву. Девушка поселилась в доме братьев, а вскоре вместе с ними отправилась в Марвиль на праздник Троицы. Там ее уже ждали: местные аристократы подарили ей мужскую одежду и боевого коня.
Лошадь, скорее всего, была способом проверить «подлинность» Жанны. До этого попытку выдать себя за Орлеанскую деву предприняла некая Жанна Феррон, зарабатывающая на жизнь показом фокусов на ярмарках. В Мане она пыталась убедить толпу, что является «чудом спасшейся» легендарной воительницей, однако выяснилось, что девушка не умеет ездить верхом. Толпа высмеяла Феррон, а епископ приговорил ее к позорному столбу. После наказания девушка исчезла, и дальнейшая судьба ее неизвестна. Однако Клод прошла «тест» с честью: с боевым скакуном она обращалась уверенно и отлично держалась в седле.
После Меца Клод посетила в Арлоне герцогиню Елизавету Люксембургскую, которая видела подлинную Жанну во время плена и могла разоблачить обман. Однако Елизавета тоже подтвердила: приехавшая — та самая Орлеанская дева. Клод оставалась в замке герцогини пять месяцев: всё это время в ее честь устраивали приемы и балы. Затем девушка отправилась в Кёльн в гости к графу Ульриху Вюртембергскому — там ее приняли с не меньшей пышностью. Женщину в очередной раз осыпали дарами: «Граф, возлюбив ее всем сердцем, тотчас же повелел выковать для нее добрые доспехи».
В Кёльне Клод впервые попыталась принять участие в политической жизни: ссылаясь на «божью волю», она добивалась назначения Ульриха епископом трирским. Впрочем, это вполне сочеталось с характером Жанны д’Арк. Именно она некогда подтвердила именем Бога законнорожденность Карла VII и его права на престол, примирила монарха с попавшим к нему в немилость опытным военачальником Ришмоном, призывала восстановить отношения короля и бургундского герцога Филиппа III Доброго.
Однако попытка Клод «продвинуть» Ульриха дорого ей обошлась: девушкой заинтересовалась инквизиция, представитель которой отец Генрих Калтайзен приказал «Деве Жанне» явиться к нему для допроса по подозрению в ереси и колдовстве. После этого Клод спешно уехала, что не вызывает удивления: после костра ничего хорошего от инквизиции она не ждала.
Больше не девственница: замужество Жанны
В Люксембурге девушка встретилась с сеньором Робером дез Армуаз, который сделал ей предложение, которое Клод приняла. Историки упоминают, что Робер уже встречал Жанну д’Арк: он познакомился с Орлеанской девой во время празднования женитьбы Робера де Бодрикура. Жанна и дез Армуаз поженились: подпись женщины на брачном контракте выглядела точь в точь, как та, что оставляла Орлеанская дева.
О следующих трех годах жизни Жанны дез Армуаз неизвестно почти ничего. Ходили слухи, что она родила мужу двух сыновей, однако никаких официальных подтверждений этому нет.
С 1436 года девушка вела переписку с властями Орлеана, о чем свидетельствуют записи в счетной книге города: Малышу Жану платили за доставку посланий «от его сестры Девы Жанны». Впрочем, орлеанцы, судя по всему, пребывали в растерянности: деньги шли не только на услуги почтальона, позволяющего общаться с воскресшей девой, но и на мессы за упокой ее души. В 1439 году Жанна дез Армуаз сама явилась в Орлеан, вызвал всеобщее воодушевление. Улицы, по которым она ехала, были увешаны хоругвями, а женщину и ее братьев приветствовали восторженные толпы народа.
В честь Орлеанской девы устроили пышный пир, а «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады» Жанне преподнесли на серебряном блюде «210 ливров парижской чеканки» — огромную по тем временам сумму. В Орлеане дама дез Армуаз оставалась вплоть до прибытия Карла VII.
Свидание с ним состоялось в саду управляющего Жака Буше. Вот как описывал встречу камергер монарха: «Жанна направилась прямо к королю, чем он был поражен и не сумел найти других слов, как те, что сказал ей очень ласково, поклонившись: "Девственница, душенька моя, добро пожаловать, во имя Господа нашего, ведающего тайну, которая есть между вами и мной..." Эта мнимая девственница, едва услыхав слово "тайна", преклонила колени».
Почему, несмотря на столь теплое приветствие, камергер использовал слово «мнимая»? Историки-сторонники «новой» Орлеанской девы объясняют это тем, что Жанна была замужем, а потому считаться девственницей не могла. Иными словами, придворный не считал даму дез Армуаз мошенницей, однако величать ее, как раньше, «девственницей Франции», тоже не хотел.
Новые подвиги на войне
Из Орлеана Жанна дез Армуаз отправилась в Тур, где ее ждал столь же теплый прием, а после поехала в Пуату, где продолжались боевые действия против англичан. Там она встретилась с прототипом Синей бороды маршалом Франции Жилем де Рэ, который тоже был знаком с Орлеанской девой и воевал вместе с ней с 1429 года. Маршал передал под командование дамы дез Армуаз войска, сражавшиеся на севере провинции.
Робер Амбелен в своей книге описывает военные подвиги Жанны: ей удалось захватить Ла-Рошель, Блэ и Бордо. Затем она предприняла осаду Байонны, выгнав оттуда английских захватчиков. В «Истории Карла VII», написанной Валле де Виривиллем, сообщается, что в 1939 году дама дез Армуаз отличилась в Пуату, где вспыхнула гражданская война. Там она была тяжело ранена: ходили даже слухи, что смертельно. После этого Жанна передала командование Жану де Сиканвиллю.
Арест Жанны дез Армуаз
В 1440 году Жанна дез Армуаз отправляется в Париж, однако по дороге по приказу парламента ее арестовывают. Протоколов допросов женщины не сохранилось, однако согласно сведениям из более поздних источников, она якобы рассказала, что ехала к папскому двору испросить прощения за побои, нанесенные родителям. Для безопасности Жанна переоделась в костюм солдата и затем принимала участие в боевых действиях — это и навело ее на мысль выдать себя за Орлеанскую деву. Как самозванку Жанну приговорили к позорному столбу.
Благодаря раскаянию Жанна была освобождена и в дальнейшем, скорее всего, вернулась к мужу. Предполагают, что умерла она в 1449 году. Дело в том, что Изабелла, мать Жанны д’Арк, жила в Орлеане, и власти заботились о пожилой женщине, периодически выплачивая ей небольшие суммы. В реестре городских расходов мелькают пометки: «Изабелла, мать Девственницы». Однако с 1949 года формулировка меняется: «Изабелла, мать покойной Девственницы».
Историки до сих пор спорят, была ли дама дез Армуаз Жанной д’Арк. Множество вопросов остается без ответа. Почему ее узнало столько людей? Как вышло, что после разоблачения никого из них не наказали за мошенничество?
Официальных подтверждений не хватает ни одной из спорящих сторон: слишком большое количество документов сгинуло. Те, что еще существуют, тоже вызывают сомнения: например, официальное прощение, выданное Жанне дез Армуаз парламентом после того, как она признала себя самозванкой, может относиться к совсем другой женщине — Жанне де Сермез, которая пыталась выдать себя за Жанну д’Арк в 1458 году.
Правды мы никогда не узнаем, однако сохранившиеся источники дают понять: кем бы ни являлась дама дез Армуаз, жизнь ее была разве что немногим менее интересной, чем судьба Жанны д’Арк.
Интересуешься историей? Тогда почитай, каких знаменитых людей, возможно, вообще не существовало, каких звезд подозревают в фальсификации смерти и какие загадки раскрывают шедевры живописи.
#исторяивдеталях #жаннадарк #историческиеличности #историявойн #историяфранции #женщинывистории #орлеанскаядева