Для вооружения Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Курчевский создал целую линейку своих орудий.
В 1920-е гг. активно шли работы над перспективными видами вооружений, в их число попали динамореактивные орудия. В конкурентной борьбе смог победить конструктор Курчевский.
При выстреле из такого орудия снаряд через ствол летел куда надо, а раскаленные газы вылетали через заднее сопло.
Преимуществом ДРП было снижение веса орудия в несколько раз по сравнению с классической пушкой того же калибра, из-за отсутствия противооткатных устройств. Легче были и снаряды для ДРП.
Первой испытали 76-мм катерную пушку Курчевского (КПК). Качающуюся часть конструктор взял от БПК с небольшими изменениями. Заряжалась пушка с казенной части при помощи сдвижного затвора, соединенного с соплом. Использовались унитарные патроны. Гильза латунна с донными отверстиями диаметром около 60 мм.
КПК ставили на легкой конической тумбе, подъемный механизм винтовой, поворотный с зубчатым ободом и червяком.
Боеприпасы она могла использовать от 3-дюймовой полевой пушки обр. 1902 г. (гранаты и шрапнели), а также специально созданными легкими снарядами: осколочным и бронебойным.
Впервые КПК испытали в корабельных условиях 26 - 28 ноября 1931 г. на корме бронекатера Н-5 Днепровской флотилии. Всего произвели 33 выстрела.
28 сентября 1932 г. КПК прошла испытания на подводной лодке АГ-25, ее установили вместо штатной 47-мм пушки. У пушки был боекомплект в 70 патронов.
В мае 1934 г. КПК испытали в Севастополе на торпедных катерах. Испытания проводили при волнении моря.
Испытания показали, что на полном ходу пушку невозможно обслуживать, а наводить на малом ходу до 17 узлов. После производства выстрелов с обшивки борта катера срывались заклепки. Комиссия потом отметит, что нужно установить дюралевый щит для пушки и расчета.
Стрельбы проходили более-менее хорошо. Хотя были отмечены отрывы казенников и раздувались стволы. Специальная комиссия предложила изменить конструкцию снаряда, что нарушало взаимозаменяемость снарядов КПК со снарядами полевых пушек.
КПК все же приняли на вооружение в 1934 г. На 1935 г. изготовили около 250 КПК.
КПК продержались на вооружении до конца 1938 г.
В начале 1932 г. Курчевский разработал проект 100-мм корабельной ДРП для малых речных канонерских лодок, подводных лодках и мобилизованных судах речного флота.
Проект Курчевский забросил и до корабельных испытаний дело так и не дошло.
Конструктор работал над 152-мм ДРП для торпедных катеров, подводных лодок, сторожевых кораблей и т. д.
На 1 декабря 1934 г. завод "Красный Путиловец" изготовил и сдал заводу № 8 девять 152-мм систем.
Заряжалась пушка с дула из надствольного магазина. Автоматика работала за счет сжатого воздуха из баллона на корабле. Выстрел был унитарный, гильза была сгораемая с деревянным поддоном.
15 января 1934 г. опытную 152-мм ДРП испытали на корме и носу эсминца "Петровский". Стрельба велась в том числе и сходу.
16 января 1934 г. пушку испытали на сторожевом корабле "Шторм".
В дальнейшем ДРП испытали на подводной лодке и торпедном катере.
К осени 1934 г. разработали одноорудийную МК-1 и спаренные установки МК-2 и МК-3. В 1934 г. планировалась установка 152-мм ДРП на подводные лодки типа "Щ" X серии, но потом это решение отменили.
МК-1 заряжалась с дула, выстрел унитарный с гильзой из нитроткани. Над стволом был цилиндрический магазин на 6 выстрелов. Один выстрел был в стволе. Выстрелы в лоток подавались с помощью сжатого воздуха.
Проект так и не реализовали, как и спаренные установки МК-2 и МК-3.
Курчевский параллельно работал над 305-мм ДРП.
Первое испытание стрельбой было проведено в марте 1932 г. В августе 1934 г. завод "Большевик" выпустил новую 305-мм ДРП "305-К". Испытывали ее на эсминце "Энгельс". С четырех точек произвели 11 выстрелов.
Испытания показали, что ДРП на эсминце установить невозможно.
Но решили установить ДРП на эсминце "Карл Маркс" три на корме, две по борта в середине корабля. Каждая пушка должна была иметь 20 305-мм снарядов. На эсминце сохраняли два 102/60-мм орудия на палубах и два трехтрубных торпедных аппарата.
Тухачевский предложил спроектировать быстроходный корабль могущий ходить со скоростью в 42 узла и вооружить его 6 305-мм ДРП Курчевского. Представитель флота так голос свой и не возвысил.
В конце 1934 г. Курчевским был разработан проект, а точнее, эскизная схема спаренной 305-мм ДРП для вооружения эсминцев. В документах пушка именовалась 2К-305 или МПК-2 (морская пушка Курчевского спаренная).
Стволы и снаряды изготовил завод "Большевик". Ленинградский металлический завод им. Сталина должен был изготовить станок, механизм подачи и заряжания для спаренной 305-мм ДРП. Переделки по кораблю должна была произвести северная верфь.
Причем Курчевский свалил работу по проектированию механизмов подачи, стреляющих устройств, станка с системами наведения и т. п. на ЛМЗ, в 1935 г. заводу выделили на создание станка и систем подачи 4,7 млн. руб.
Причем ДРП должна была заряжаться вручную с помощью системы талей и других подсобных средств, время зарядки превышало 1 час.
Специалисты же ЛМЗ не имели опыта и желания все это проектировать и поэтому работа над спаренной ДРП шла очень медленно.
Скорострельность установки должна была составить 2 выстрела в минуту на один ствол. Снаряд весил 320 - 330 кг.
***
Закажи по моей ссылке кредитную карту надежного "Альфа Банка" у которого более 18 млн клиентов-физических лиц.
Карты "Альфа-банка" хорошо защищены, они входят в 6-ку банков с наименьшим уровнем мошеннических операций.
Льготный период 365 дней на покупки, совершенные в первые 30 дней с момента получения карты. До 50 000 рублей можно снимать бесплатно каждый месяц. Карта доставляется в удобное место и время. Можно закрыть невыгодные кредитки других банков переводом и с льготным периодом в 100 дней.
Конечно, к тратам с карты надо подходить осознанно.
***
Снаряды для 2К-305 делал завод "Большевик", в их числе были лафетоподобные снаряды 315 и полубронебойные 2-307.
2К-305 должны были получить эсминцы "Карл Маркс" и "Калинин". В 1940 г. были проведены испытания на "Карле Марксе", которые были признаны неудачными. Установка с эсминца была демонтирована, работа прекращена.
В 1934 г. Курчевский предложил 500-мм корабельную ДРП. Тухачевский одобрил ее создание, изготовить ее должны были "Большевик" и "Баррикады". В 1935 г. на изготовление опытной пушки для легких крейсеров отпустили 2,4 млн. руб. Но в 1936 г. работы были прекращены.
На создание корабельных ДРП затратили огромные средства и заняты мощности всех артиллерийских заводов.
Во всю силу проявились недостатки ДРП у них была начальная скорость снарядов почти в два раза меньше, чем у классических пушек. Была проблема с точностью и скорострельностью. При стрельбе необходимо было держать сопло за бортом, что существенно ограничивало угол обстрела.
ДРП были непригодны для боя с кораблями противника. Можно было вести огонь по берегу, да и то по крупным целям. В бронекупол береговой артсистемы попасть было проблематично.
Более-менее боеспособной была 76-мм КПК, она была сравнительно проста в обращении, заряжалась с казны и латунными гильзами. Были проблемы с донышками, закрывавшими отверстие в гильзе.
КПК целесообразно было применять на речных катерах, где был большой угол обстрела. Речные канонерские лодки специальной постройки, так и на мобилизованных КПК не давала никаких преимуществ, над теми же "трехдюймовками" обр. 1902 г. Причем в мобилизационных запасах имелись тысячи таких пушек.
Спасибо за прочтение.