Найти в Дзене
Светлый путь. Рассказы

Дом

Фото автора
Фото автора

Степан смотрел на старый, пустой, покосившийся дом и, сквозь пыльные окна, видел Дарью. Вот, она бежит к плите, поправляет косынку, звонко смеётся и переворачивает горелый блин. Себя он тоже видит со стороны, как улыбается, втихомолку, что бы не обидеть жену. Отчетливо наблюдает, как она открывает скрипучее окно, и зовет Степана ужинать.

-Стёпушка! Ужин готов, идем. Захвати пару стрелок лука зеленого, в суп накрошим.

Болью отзываются в душе воспоминания полувековой давности. Почему он до сих пор слышит её голос? Не отпускает его Дарья, всё такая же молодая, смеющаяся у него в голове, в красивом платье в красный горошек, стоит на крылечке, ищет вторую калошу. Вот она идет с ведром холодной воды, с полотенцем на плече, говорит, что баня готова.

Помнит, как плакала она, сидя на панцирной кровати, просила отвезти к врачу. А еще, самое больное, он помнит, как запирал её в чулане и слушая проклятия, уходил на очередную свадьбу или праздник.

Каждый месяц, в день пенсии он приезжает к этому старому дому, в соседнюю деревню, сидит на трухлявой скамейке и вспоминает как когда-то был счастлив тут. Сидит, бывает, часами, а потом идет на кладбище, навестить родителей и первую жену.

Степан вернулся из армии, сразу же заметил самую красивую девушку, Дарью. В красивом платье, светловолосая, смеялась над каждой шуткой статного Степана. Ему так шла военная форма, неудивительно, что после пары встреч, молодые решили больше никогда не расставаться.

В первый же год, родители построили им отдельный дом. Дарья с такой любовью подбирала занавески, скатерти, Степан прибивал полки, собирал шкафы, красил стены и забор, а по выходным, ходили на рынок за уютными вещицами - часы, чашки, красивые тарелки. Дом, с каждым днем становился всё милее и роднее. Вечером, сидя на крылечке, муж и жена любовались закатом, а дома, за чаем наслаждались запахом сосны, нового дома. Скучали друг без друга, после рабочего дня, оба летели домой, вместе готовили ужин и ждали выходных.

Степан очень хорошо играл на баяне. Однажды, сосед пригласил его на свою свадьбу, как баяниста и так пошла слава - теперь ни один праздник не обходился без Стёпки-баяниста. Музыканту хорошо платили, Степан не скупился на подарки жене, то платье купит, то конфет. Как-то, возвращаясь с очередной свадьбы, Степан заметил, что жена грустная, молчаливая. Он решил взбодрить её.

-Дашут, что с тобой? Опять туфли порвала, пока плясала? Так ничего страшного! Купим тебе новые, две пары, с каблучком!

-Стёп, у Ирки второй уже скоро родится, в прошлом году только свадьбу играли.

-Так у неё уже после гуляний, роды начались. гости еще не разъехались. Успели еле-еле поженить, торопыги.

-Валька, вообще, за третьим собирается. А у нас уже который год-ни намека.

-Не переживай, Даш! Пока не к спеху. Денег скопили уже сколько? Можно москвич купить.

-Да что мне этот москвич, я дитя своё хочу! Надоело таскаться по этим гульбам. Хочу с коляской ходить, как все женщины. Давай сходим к врачу?

-Стыдно Даш. Пересуды начнутся. Сама ведь знаешь, им только волю дай.

Дарья расплакалась и убежала вперед. Степан удивлялся- чего её неймется? Дом такой хороший, деньжата водятся, а если уж сильно охота понянькаться, можно и к брату сходить- у него три девчонки народилось-мал, мала, меньше, приходи да играйся. А они еще молодые, успеют обзавестись потомством.

Теперь слезы жены были частым гостем в их доме, иногда доходило до истерик. На одной из свадеб, Степан не выдержал, подошел к плачущей в уголке жене и поднес ей стопку.

-Даш, на, отпей немного, может будет полегче? Нервы успокой.

Даша поморщилась, зажмурила глаза и сделала пару глотков. Преодолев отвращение, она запила компотом и почувствовала облегчение. Действительно, стало легче и веселее. Ноги сами пустились в пляс.

На следующих мероприятиях, Даша уже сама тянулась за бокалом, веселилась весь вечер, Степан, глядя на неё улыбался-жена стала такой же как была, румянец на щеках, звонкий смех и заводила в хороводе. Только пока он развлекал публику, не замечал, что Даша где-то упала, где-то уснула или болтала глупости, надоедала гостям. Степана стали звать без жены.

-Степка, ты приходи завтра, гостей много будет, все хотят тебя слушать, но Дашку дома оставь. Говорят, она хулиганит в последнее время, бурагозит.

-Как же я ей скажу? Мы везде вдвоем ходим, это же жена моя!

-Тогда пусть не пьёт и ведет себя прилично.

Степану было стыдно за такие слова и обидно за жену-ничего особенного она не делала, не дралась, не ругалась, просто веселилась, а они сразу записали её в дебоширки. Дома поговорив с ней, мягко попросил вести себя скромнее.

В самый разгар веселья, подсела уже хмельная тетя невесты и подлила настойку.

-Давай, Дашут, за счастье молодых, чуть-чуть!

-Я не буду, давай чаем чокнемся?

-Ты не желаешь счастья моей племяннице?

Женщина обиделась и грозно привстала. Пришлось отпить немного, что бы никому не портить праздник. А там и следующая стопка и еще одна. В глазах уже всё крутилось, как Дарья, сквозь пелену, увидела мужа, задорно играющего веселую мелодию, а возле него лихо отплясывающую вдовушку Тамару. Зеленая юбка, в танце задевала локти Степана, её трехлетний сынок топтался около Стёпки и крутил ладошками над головой, подражая взрослым. Дарья вспылила и подскочила к Тамарке. Схватила её за волосы и завязалась драка.

-Ах ты тварюга! Моего мужа решила к рукам прибрать? Ребенком своим подманить захотела! Не получишь!

С тех пор, Степана и Дарью стали звать всё реже и реже. Возвращаясь домой, мужчина заставал такую картину-стоит отпитая бутылка наливки, а Дарья спит-ужин не готов, вокруг бардак. Первое время жалел жену, не упрекал. Терпение лопнуло когда она привела в дом женщину, известную по всей округе и чуть не устроила пожар на ровном месте.

Теперь, уходя на работу, запирал жену в комнату, вылил все настойки, что стояли годами никому не нужные. Дарья сбегала из окна, искала у соседей, чем угоститься и пропадала вечерами не понятно где. Пару раз спускал силой разбушевавшуюся Дарью в погреб, уходил на званые вечера, что бы она не смогла прийти и испортить людям праздник.

Когда она, однажды, устроила скандал, упрекнула его в неверности и в том что загубил её жизнь, Степан собрал свои вещи ушел. Просто шёл по улице, не понимая как быть. Постучался в дом Тамары, надеясь, что она пошлет его лесом, и он, одумавшись, вернется к Даше. Тамара его приняла. Что бы не видеть выходки и не слышать угрозы-продали дом и уехали в соседнюю деревню уже мужем и женой.

Первой же зимой без Степана, Даша, после гулянки возвращалась домой, в мороз, но не дошла, уснула и замерзла. Мороз-то не крепкий был, градусов семь-восемь.

Степан вырастил сына Тамарки как родного, тот тоже полюбил его, всю жизнь родным считал. Все сорок лет, Степан был примерным семьянином, но, каждый месяц, в определённый день собирался в ту деревню, посидеть у дома, где он был так счастлив. Жена, сначала ревновала, ругалась, но потом привыкла к вылазкам мужа и каждую его пенсию откладывала немного на дорогу и низменные пряники.

-К Дарье собираешься?

-Да, пятнадцатое сегодня.

-Только одевайся потеплее, спину получше укрой. И не сиди на холодном.

Вот и сегодня, смотрел в окна дома, сидел на скамье и видел в окошке улыбающуюся Дарью, такую родную и красивую.

-Прости меня, любимая. Это я поднес тебе первый стакан, сам разрушил наше счастье.

Ниже, можно послушать данный аудиорассказ: