- Совершенно фантастическая история! - Мама смотрела сердито и недоверчиво.
Говорили ей, что стоит женщине заняться своей личной жизнью, как дети тут же начинают попадать в разные истории. Криминальные в том числе. Но что же теперь поставить на себе крест? И за Витю страшно. Возраст у него такой.
- Я не вру. - Витя смотрел на злополучную камеру, лежащую на столе. - Хочешь, могу показать, где она живёт. Сама спросишь.
- И спрошу! Думаешь, поверю тебе на слово.
- Не думаю. Я же преступник, да? И вор! И вообще!
- Витя!
- Что Витя? Тебе важно, чтобы всё было прилично! А я ничего плохого не сделал!
Мальчик схватил сумку и скрылся в своей комнате. Этого следовало ожидать. Он и сам бы не поверил в подобную историю. Витя не сердился на маму, а огрызался скорее по привычке.
* * * * *
- Света, почему ты не веришь ему? - Пришедший вечером Денис внимательно слушал рассказ.
- Да потому что так не бывает, понимаешь? Фантастика какая-то: умерший мальчик, добрая женщина, дорогой подарок.
- Ну, жизнь иногда подбрасывает нам такие сюжеты, которые не придумает и самый искусный писатель. Я не спешил бы обвинять Витю во лжи.
- Да я и не обвиняю, Денис. Просто, согласись, эта история выглядит более чем странно. Я боюсь за Витьку.
- Не надо бояться. Хочешь, я сам схожу к той женщине, о которой говорил Витя?
Денис постучал в дверь Витиной комнаты.
- Зачем ты за меня заступался? - Подозрительно спросил мальчик. - Я слышал. Хочешь казаться хорошим?
- Не люблю, когда обвиняют несправедливо. Всегда стоит сначала разобраться.
- Тоже не веришь?
- Я, Витя, знаю, что в жизни много чего бывает. Спокойствие твоей мамы мне так же дорого, как и твоя безопасность. Ты говорил, что можно побеседовать с той женщиной. Давай сходим вместе. Может быть, ей нужна какая-то помощь.
- Помощь? - Мальчик задумался. - Не знаю. Она ничего не говорила...
* * * * *
- Витя! - Она была дома. - А это кто?
Мальчик замялся. Кто ему Денис? Он и сам не знал ответа на этот вопрос. Пожалуй, что никто.
- Я друг Витиной мамы. - Прервал неловкую паузу Денис. - У мальчика появилась дорогая вещь, и Светлана, конечно, волнуется.
- Да. Я подарила ему камеру. - Женщина погладила Витю по плечу. - Это вещь моего сына. Паша уже не сможет воспользоваться ей, а другой мальчик... Да вы проходите, не стойте.
- Простите, не знаю вашего имени отчества.
- Алла Леонидовна. Голубева.
- Алла Леонидовна, может быть, я заплачу вам за камеру. Всё же это дорогая вещь. А вам, наверняка, нужны деньги.
- Нет, молодой человек, с недавнего времени мне очень мало, что нужно. Посмотрите, насколько я старше вас. Кроме сына у меня не было никого и ничего. И уже не будет.
- Не говорите так!
- Я знаю, что говорю. И очень рада, что какая-то Пашина вещь может принести пользу такому же ребёнку.
- Хорошо. Но, возможно, вам нужна какая-то помощь?
Она покачала головой.
- Нет, молодой человек. Благодарю вас. Я справляюсь. Не надо делать ничего из чувства долга...
Они шли по улице молча.
- Вот видишь, - наконец заговорил Витя - а вы с мамой не верили мне.
- Я такого не говорил. - Возразил Денис. - Но разве станет хуже от того, что мама будет спокойна?
- Нет. - Витя поправил висевшую на плече сумку. - А с этим теперь что делать? Я ведь даже включать не умею, не то что фотографировать.
- Придём домой, разберёмся. У меня когда-то был подобный фотоаппарат. Правда, модель попроще. Но, думаю, принцип работы у них не слишком отличается.
- Ты фотографировал?
- Недолго. Потом появились другие увлечения. Но кое-что помню.
Дома они достали камеру.
- Надо зарядить аккумулятор. - Подсказал Денис. - Видишь, здесь в сумке зарядка.
- Здесь ещё что-то есть! - Витя достал из внутреннего кармашка карту памяти. - Тоже для фотоаппарата?
- Да. Вот сюда надо будет вставить. Пока заряжается, давай посмотрим, что на ней. У тебя есть картридер?
- Что это?
- Устройство такое для чтения карт. Погоди, у меня кажется есть.
Денис покопался в рюкзаке и извлёк оттуда маленький пластмассовый прямоугольник. Вставил в него найденную карту и открыл ноутбук.
- Сейчас посмотрим, что на ней.
- Фотографии! - Воскликнул Витя.
Они сидели плечом к плечу и рассматривали возникающие на экране картинки.
Довольный малыш, улыбаясь, ест мороженое. Глаза его прикрыты от наслаждения.
А на следующих кадрах он же, только уже растерянный, с появившимися в уголках глаз слезинками - мороженое упало на асфальт.
Старик сидит на скамейке в парке, опираясь на трость. Смотрит печально и задумчиво. На фотографии отчётливо видна каждая морщинка.
Две девчонки весело болтают на школьном крыльце.
Капли дождя на цветочном лепестке...
- Этот мальчик - настоящий талант. - Тихо сказал Денис, когда на экране промелькнул последний снимок.
Витя кивнул. Говорить не хотелось. Ему до кома в горле было жаль этого незнакомого мальчика. И Аллу Леонидовну. И того, что Пашка никогда больше не сможет фотографировать.
- Надо отдать. - Хрипло сказал он. - Его маме надо вернуть. И фотоаппарат тоже. Я никогда не смогу так...
- Не горячись, Вить. - Попросил Денис. - Ты расстроишь Аллу Леонидовну, если вернёшь подарок. Она искренне надеется, что он принесёт тебе пользу, и кто-то, кроме неё, будет помнить о Паше. А насчёт снимков у меня есть идея.
- Какая?
- Сделаем фотокнигу. Сейчас есть специальные редакторы, в которых можно самому разместить фотографии на страницах, добавить подписи, сделать обложку и отдать в печать. Получится настоящая книга в память о Паше. Его мама отказывается брать деньги, но от такого подарка не откажется точно.
- А где взять этот редактор? - Витя смотрел исподлобья, всё ещё не позволяя себе показать заинтересованность в предложении Дениса.
- Если не возражаешь, то можем сделать это вместе.
Мальчик задумался. С одной стороны он считал, что мамин друг поступает так специально. Как говорили учителя в школе, ищет подход. А с другой, Денис с искренним интересом рассматривал фотографии. Может быть, правда, хочет помочь?
- Ладно. - Согласился он. - А с фотоаппаратом что делать?
- Сейчас на всех современных камерах стоят автоматические режимы. - Заметил Денис. - Можно потренироваться пока на них. Я покажу, как. А потом, если понравится, научишься снимать и с помощью ручных настроек.
* * * * *
Автоматические режимы Витя освоил быстро. Действительно, чего там трудного: поворачивай колёсико на нужный режим да нажимай кнопку. Сначала щёлкал всё подряд. Мама смеялась:
- Ох, Вить, хорошо, что сейчас фотоаппараты без плёнки. В моём детстве были такие. Максимум тридцать шесть кадров можно было сделать, кажется. И посмотреть, что получилось, тоже можно было только потом.
- А плёнка дорого стоила? - Спросил сын.
- Прилично.
- Тогда бы ты уже разорилась. - Грустно улыбнулся Витя. - Потому что у меня пока ничего толкового не получается.
- Ничего, сынок, не всё получается сразу. Ты пробуй.
- Как у Пашки всё равно не получится.
Витя даже не замечал, что говорит об этом незнакомом мальчике, как о приятеле, который уехал куда-то на летние каникулы и вот-вот вернётся.
Книгу они с Денисом всё-таки сделали. И отправили заказ в Москву. Витя каждый день заглядывал в почтовый ящик в ожидании извещения. А когда получили на почте тяжёлый прямоугольный свёрток, подпрыгнул от восторга, как маленький.
Книга получилась толстая и очень красивая. На обложке выстроились ровные строгие буквы "Павел Голубев. Фотограф".
Алла Леонидовна дрожащими руками гладила твёрдую блестящую поверхность, осторожно переворачивала страницу за страницей и всё время твердила:
- Пашенька мой снимал. Паша. Как же жалко, что не видит он этой красоты. Спасибо вам, мальчики.
"Мальчики", Денис с Витей, сидели, опустив головы, боясь помешать или расстроить её ещё больше. И, улучив момент, начали прощаться.
- Я тоже научусь снимать. - Тихо сказал Витя, когда они вышли на улицу. - Может, не так, как Пашка, но научусь.
Продолжение следует... часть 3
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------