Свобода в Монтессори-среде существует в рамках четко обозначенных правил и порядка.
Как это? Рассказываем.
Свободное развитие и воспитание - первое, что приходит на ум при упоминании метода Монтессори. Равна ли в этом случае свобода отсутствию порядка?
Разберемся в вопросе вместе с нашим экспертом. Сегодня в этой роли выступит Монтессори-педагог школы ШАР Екатерина Силантьева.
Начнем с главного правила, на нём строится свободная работа: Всё, что хочется можно взять, поработать и убрать.
Это означает, что ребенок сам решает, с каким материалом заниматься, самостоятельно или совместно с кем-то и как долго по времени.
⠀
Правило второе. Мы друг другу не мешаем, если просят - помогаем. Педагог не решает за ребенка задачу, а лишь демонстрирует возможный способ действия и далее ребенок действует самостоятельно. При этом педагог может направить действия ребенка словом. Важно, что Монтессори-педагог оказывает помощь только по запросу ребенка.
Педагоги в методике Монтессори активные помощники, но не менторы.
Для детей в Монтессори-группе существуют правила, которые педагог озвучивает им до начала занятий в группе и напоминает, когда малыши нарушают их.
Для простоты запоминания правила зарифмованы:
Мы работаем умело, каждый в группе занят делом.
Правило означает, что работают дети в группе самостоятельно и не мешают работать другим. Уважение ко всем участникам группы - основа дисциплины в системе Монтессори. Мешать другим работать нельзя. Если материал, с которым очень хочется поработать малышу, сейчас занят, педагог предложит альтернативу. А если все же очень хочется присоединиться и поработать вместе с другим воспитанником, нужно спросить разрешения.
Из этого принципа рождается второе правило: Если коврик на пути, коврик надо обойти.
Дети чаще всего работают индивидуально, на ковриках, каждый должен помнить, что коврик - индивидуальное рабочее место. К чужому пространству и работе дети учатся относиться с уважением.
Следующее правило работы в классе: Материал не забываем, за собою убираем.
С учебными материалами малыши учатся обращаться бережно, не пачкая и не ломая их. Во время занятий можно брать любой свободный материал, но после работы его нужно убрать на место. Дети знают, что у каждого материала есть свое место на классной полке и возвращают его на место, закончив свое занятие. Если же случится неприятность и материал рассыпется или прольется, ребенок соберет или вытрет все самостоятельно.
Как видите, свободная работа в Монтессори-группе вполне управляемый процесс. Когда есть правила, регулировать процесс проще, а значит возможно прогнозировать результат обучения в системе.