Найти тему
Лабиринт

Непредсказуемый триллер в духе мрачных сказок братьев Гримм

16+

«Придет серенький волчок и укусит за бочок» — не просто присказка, а напоминание о тех временах, когда дикий зверь и правда мог утащить ребенка из хижины. Детские сказки, если вчитаться, могут быть смягченным отражением старинных обрядов инициации или жестоких обычаев. Например, отводить в лес «лишние рты» во время неурожая. Многие боялись в детстве темноты, монстра под кроватью, загадочного Буки или Бабая так же, как в «детстве» человечества, древние племена опасались демонов. Кэрол Джонстон в своем романе ловко вплетает детские страхи в повествование, так что они мало-помалу становятся реальностью.

Сюжет книги:

Спустя много лет Кэт возвращается в Эдинбург, в дом, где они выросли с сестрой-близнецом, которая недавно пропала. Вместе с мужем пропавшей, их старинным другом Россом, молодая женщина пытается понять, куда делась сестра. Она не верит в смерть Эллис, она бы точно это почувствовала. Вдруг кто-то начинает присылать Кэт письма и открытки, в которых предупреждает об опасности и дает подсказки, по которым можно найти страницы из дневника сестры. Игра начинается. Но кто и зачем играет с Кэт? Почему в посланиях указания на придуманную «Зеркальную страну», о которых могла знать только пропавшая? Придуманная страна, воображаемые друзья, Ведьма и пират Черная борода — все они вдруг начинают оживать, заставляя Кэт шаг за шагом вспоминать правду о своем детстве, так похожем на страшную сказку.

Кэрол Джонстон мастерски использует приемы хоррора, для создания вязкой атмосферы безумия, в которое погружается героиня. Коготок увяз, и вся птичка пропадает, погружаясь в прошлое, ту клетку, которую они с сестрой так бережно себе обставили. «Зеркальная страна» отражает то, что девочкам доводилось переживать в родном доме, превращая бытовое насилие в сказочные образы, у каждого из которых есть реальный прототип. Только Кэт предпочла забыть, что кроется за этими отражениями.

Соскальзывающая реальность, мотив, который очень любит Стивен Кинг, создает в романе пространство, где нет границы между мистикой и реальностью. Есть в происходящем что-то волшебное или нет, каждый решает сам. Это не оставляет героине ни клочка безопасного пространства. Ее детские страхи могут прийти за ней в любой момент. Зазвенят колокольчики, оповещая о Черной бороде, а воображаемая подруга, хрупкая впечатлительная Мышка, напишет реальное письмо.

Если взять что-то милое и сделать чудовищным, эффект будет поразителен. Представьте плюшевого мишку, который вдруг оскалился зубастой пастью. В книге часто встречаются такие детские мелочи, которые в общем антураже выглядят жутко.

Дом-тюрьма с рамами, заколоченными гвоздями, где дети играли в «Побег из Шоушенка», представляя себя арестантами и надсмотрщиками, продолжает быть кладбищем старых тайн. Он сам по себе мистическое и жестокое пространство, которое не отпускает, отравляет своей атмосферой. Когда-то здесь закончилась первая жизнь двух сестер, но как знать, может быть, разбив кривое зеркало и пройдя к правде по осколкам стекол, Кэт удастся начать третью жизнь, самую счастливую.

Здесь Кэрол Джонстон очень интересно обыгрывает интроекцию — психологическую защиту, при которой внешнее влияние встраивается во внутренний мир человека и чужие убеждения он воспринимает как свои. Задача Кэт не только найти сестру, но и найти себя в лабиринте детских страхов. Иначе эти мрачные тени сведут ее с ума и уничтожат.

А вы читаете триллеры? Какие предпочитаете?

Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!