История Великой Отечественной войны знает целый ряд случаев, когда всего один советский танк на долгое время вставал непреодолимой преградой перед противником, до последнего удерживал позицию и наносил врагу серьезный урон. Об одном из самых ярких таких случаев и пойдет речь сегодня.
Итак, все случилось в тот момент, когда РККА проводила Воронежско-Ворошиловградскую оборонительную операцию. В ходе нее советским бойцам было туго - враг, имевший количественное и качественное преимущество, теснил их на южном конце фронта. Немцы упорно продвигались на Кавказ и к Сталинграду. Позицию за позицией сдавали советские части, не способные в той ситуации сдержать врага, и вместе со всеми отступала 15-я танковая бригада, в которой нес службу герой статьи - молодой 21-летний лейтенант Семен Васильевич Коновалов. Он отступал на единственном КВ-1, что еще остался в строю в бригаде. Однако и эта машина вышла из строя 13 июля 42-го года у хутора Нижнеметякин (под Ростовом). Коновалову приказали остаться и отремонтировать машину, после чего нагонять своих, и это при том, что враг наступал буквально по пятам. Ну что делать, пришлось Коновалову с экипажем остаться и устранять неполадку, однако, конечно, сделать они этого не успели - появились немцы.
Самые первые противники, которых увидели советские танкисты в тот день - 2 немецкие бронемашины. Они явно не ожидали наткнуться на советский танк, а потому ехали вперед уверенно и быстро. На этом Коновалов их и подловил. Передовая бронемашина была уничтожена прямым попаданием, а вторая быстро уехала.
Дальше все стало еще хуже. К хутору подходили 2 немецкие колонны - в общей сложности 75 танков. Экипаж Коновалова принял решение остаться на месте и дать противнику бой. Танк наспех замаскировали, но позиция у него была вполне выгодная - вот и решили танкисты попытаться счастья. Колонну немцев подпустили на дистанцию метров в 500, после чего открыли по ней огонь - так было подбито 4 вражеские машины. Гитлеровцы повернули вспять даже не попытавшись принять бой - во-первых, они так и не смогли понять, откуда по ним стреляют, во-вторых, они никак не думали, что столкнулись всего с одной советской машиной, а потому предположили, что угодили в засаду более серьезных сил РККА. Но, конечно, отступление это было лишь временным, и вскоре одни двинулись вперед уже более организованно и осторожно. Строй был развернут, на КВ-1 шли 55 танков противника, готовых к бою.
В этом наступлении немцы потеряли еще 6 своих машин. Советское 76-мм орудие без труда разбиралось с техникой, в то время как немецкие пушки (в наступлении участвовали Pz. Kpfw. III с 35-мм орудием) на той дистанции никакого особого урона танку Коновалова так и не нанесли. Немцы снова отошли, перегруппировались, совершили еще одну атаку, а потом и еще одну - все было безрезультатно, а потери составили уже десятки машин.
Тем не менее, вечно эта "бойня" продолжаться не могла. В какой-то момент советский танк исчерпал весь свой боезапас. Более того, к тому времени гитлеровцы приволокли к месту сражения свои 105-мм орудия и примерно с дистанции 100 метров начали вести обстрел непробиваемого советского танка - против такой мощной пушки шансов у КВ-1, конечно, не было. Очередное удачное попадание - и машина Коновалова запылала.
Командование признало потерю экипажа, а самого Семена Коновалова наградили званием Герой Советского Союза посмертно. Однако, как выяснилось, рано - через неделю он и 2 других выживших танкиста явились в расположение части живыми. Они смогли выбраться из пылавшего танка, прихватив пулемет, и отступили в леса. Потом бойцы пробирались по территориям, уже оккупированным немцами, при этом захватили немецкий танк, на котором и добрались до своих.
Итог того героического боя был таков: за 32 минуты сражения КВ-1 Коновалова подбил 2 бронемашины, 4 артиллерийских орудия, 22 танка и какое-то количество живой силы. Ну а если вспомнить, что потом выжившая часть экипажа еще и немецкий танк захватила, то этот подвиг становится еще более невероятным, героическим.
В дальнейшем Семен Коновалов продолжил сражаться, прошел самые страшные бои - бои на Курской дуге и под Сталинградом. 3 раза он получал ранения, но каждый раз возвращался в строй, и встретил Победу уже в Германии. После войны работал и жил очень скромно, от положенных ему как Герою Советского Союза привилегий отказался (отчего, кстати, его жена и дети в восторге не были, ибо ютиться в крошечной квартирке никто не желал). Мотивировал свой отказ Коновалов тем, что он воевал не за привилегии, не за квадратные метры жилища, а за Родину.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.