Раз уж затронули линкор "Новороссийск", давайте вспомним очень похожую катастрофу, которая произошла за 39 лет до того, практически на том же месте.
И, я бы не стал трогать эту тему (вроде бы все ясно), если бы на глаза не попалась цитата:
"Буквально на следующий день после катастрофы начала свою работу назначенная Высочайшим повелением комиссия по изучению причин трагедии. Однозначного вывода она сделать так и не смогла, ограничившись лишь тремя версиями. За прошедшие без малого сто лет они так и остаются основными, с тою лишь поправкой, что злой умысел в качестве причины взрыва уже практически можно не рассматривать..."
Правда, что ли? ("С ... ли (с чего бы) баня взорвалась?!", как сказал мой знакомый, бывший военный) Ну, давайте смотреть...
Итак, 7 октября ... (а, может, 20-го, смотря, по какому стилю считать, но, точно в 1916 году). Хронология событий общеизвестна.
"В 6 часов 20 минут утра матросы, которые в это время находились в каземате № 4, услышали резкое шипение, идущее из погребов носовой башни главного калибра, а затем увидели клубы дыма и пламени, вырвавшиеся из люков и вентиляторов, расположенных в районе башни. Один из матросов успел доложить вахтенному начальнику о пожаре, другие раскатали шланги и стали заливать водой подбашенное отделение".
А вот хронометраж катастрофы, взятый из вахтенного журнала стоявшего неподалеку линкора «Евстафий»:
«6 часов 20 минут — На линкоре «Императрица Мария» большой взрыв под носовой башней.
6 часов 25 минут — Последовал второй взрыв, малый.
6 часов 27 минут — Последовали два малых взрыва.
6 часов 30 минут — Линкор «Императрица Екатерина» на буксире портовых катеров отошел от «Марии».
6 часов 32 минуты — Три последовательных взрыва.
6 часов 35 минут — Последовал один взрыв. Спустили гребные суда и послали к «Марии».
6 часов 37 минут — Два последовательных взрыва.
6 часов 47 минут — Три последовательных взрыва.
6 часов 49 минут — Один взрыв.
7 часов 00 минут — Один взрыв. Портовые катера начали тушить пожар.
7 часов 08 минут — Один взрыв. Форштевень ушел в воду.
7 часов 12 минут — Нос «Марии» сел на дно.
7 часов 16 минут – «Мария» начала крениться и легла на правый борт.».
После второго взрыва, вода попала к горячим котлам, и взлетела на воздух носовая дежурная кочегарка. Корабль погрузился во тьму. Минный офицер лейтенант Григоренко бросился к динамо, но смог добраться только до второй башни.
С уничтожением дежурной кочегарки корабль остался без паров. Нужно было во что бы то ни стало поднять их, чтобы пустить пожарные помпы. Старший инженер-механик приказал поднять пары в кочегарке № 7. Мичман Игнатьев, собрав людей, бросился в нее. Взрывы следовали один за другим (более 25 взрывов). Детонировали носовые погреба. Корабль кренился на правый борт все больше и больше, погружаясь в воду.
В седьмой кочегарке зажгли в топках огни и, выполняя полученное приказание, подымали пары. Но крен вдруг сильно увеличился. Корабль опрокинулся.
Все заняло один час. Подробности спасательной операции не приводятся, но подчеркивается, что "Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре".
В чем заключалось его участие, сказать сложно. Как и всякий корабел, чту дедушку Крылова (естественно, корабела, а не баснописца), который разбирал ситуацию. Он сказа, что ... погреба боезапаса тоже нужно уметь топить.
Телеграмма А.В. Колчака царю Николаю II от 7 октября 1916 г. 8 часов 45 минут:
«Вашему императорскому величеству всеподданейше доношу: «Сегодня в 7 час. 17 мин. на рейде Севастополя погиб линейный корабль «Императрица Мария». В 6 час. 20 мин. произошел внутренний взрыв носовых погребов и начался пожар нефти. Тотчас же начали затопление остальных погребов, но к некоторым нельзя было проникнуть из-за пожара. Взрывы погребов и нефти продолжались, корабль постепенно садился носом и в 7 час. 17 мин. перевернулся. Спасенных много, число их выясняется. Колчак».
Вместе с кораблем погибли: инженер-механик (офицер), два кондуктора (старшины) и 149 человек нижних чинов — так сказано в официальных сообщениях. Вскоре от ранений и ожогов скончались еще 64 человека.
Телеграмма А.В. Колчака начальнику Генерального морского штаба адмиралу А.И. Русину:
Секретно № 8997
7 октября 1916 г.
«Пока установлено, что взрыву носового погреба предшествовал пожар, продолжавшийся ок. 2 мин. Взрывом была сдвинута носовая башня. Боевая рубка, передняя мачта и труба взлетели на воздух, верхняя палуба до второй башни была вскрыта. Пожар перешел на погреба второй башни, но был потушен. Последовавшим рядом взрывов, числом до 25, вся носовая часть была разрушена. После последнего сильного взрыва, ок. 7 час. 10 мин., корабль начал крениться на правый борт и в 7 час. 17 мин. перевернулся килем вверх на глубине 8,5 сажень. После первого взрыва сразу прекратилось освещение и нельзя было пустить помпы из-за перебитых трубопроводов. Пожар произошел через 20 мин. после побудки команды, никаких работ в погребах не производилось. Установлено, что причиной взрыва было возгорание пороха в носовом 12-м погребе, взрывы снарядов явились как следствие. Основной причиной может быть только или самовозгорание пороха или злоумышление. Командир спасен, из офицерского состава погиб инженер-механик мичман Игнатьев, нижних чинов погибло 320. Присутствуя лично на корабле свидетельствую, что его личным составом было сделано все возможное для спасения корабля. Расследование производится комиссией. Колчак»
Похоронили погибших на Михайловском кладбище Севастополя. Некрополь возник в ноябре 1854 года в период первой обороны Севастополя. Вначале он именовался Западным, в отличие от Восточного (Братского) и предназначался в основном для погребения моряков. На Михайловском кладбище были похоронены защитники Отечества - блестящие морские офицеры, составляющие гордость и славу Черноморского флота: лейтенант И.Л. Батьянов, георгиевские кавалеры - лейтенант А.Г. Иванушкин и капитан 2 ранга князь И.В. Ширинский-Шихматов, семь с половиной месяцев командовавший артиллерией пятого бастиона, лейтенанты Е.И. Викорст и И.С. Яновский, капитан-лейтенант Н.Я. Остапов, лейтенанты С.Ф. Юрьев и И.Н. Варницкий, капитан-лейтенант П.Н. Кондогури, братья Василий и Петр Чистяковы, капитан 1 ранга Н.Ф. Юрковский, смертельно раненный на Малаховом кургане, братья Михаил и Пётр Скаловские...
Где это? Да уже нигде. Один памятник погибшим на пароходе "Веста" остался.
В 80-е годы под застройку территорию отдали. Гробы-кости экскаваторами в самосвалы грузили. Дикость? Конечно дикость. Зато появился район "Радиогорка". Ладно, это все лирика...
Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Комиссией рассматривались три наиболее вероятные причины: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнём или самим порохом и, наконец, злой умысел. Первые две причины были признаны маловероятными.
И, вот теперь современный "исследователь" пишет о том, что "что злой умысел в качестве причины взрыва уже практически можно не рассматривать". Так, что взрыв произошел просто так, потому, что так звезды сложились?