19K подписчиков

ТЕСТ ЭББИНГАУЗА

2,6K прочитали

Вот же интересно: это задание дают своим ученикам едва ли не все учителя, однако как оно называется, знают единицы. Вернее, называют его просто "вставь пропущенные слова в текст".

А это, оказывается, ТЕСТ ЭББИНГАУЗА. И изначально он применялся психологами и психиатрами для выявления степени развития речи, продуктивности ассоциаций, проверки критичности мышления.

При этом можно использоваться самые варианты текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст:

Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое        с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.

Источник - http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/495-test-ebbingauza-filling-in-missing-words-in-the-text

При оценке работы следует учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста, а также критичность испытуемого, т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом. Некоторые испытуемые производят этот контроль, прежде чем заполнят пропуск, другие - исправляют и переделывают уже написанное. Однако если испытуемый  заполняет текст, а затем беззаботно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении критичности.

ТЕСТ ЭББИНГАУЗА получил довольно неожиданное распространение там, где его давно ждали. И если вы хотите разнообразить корпоратив или свадьбу, просто возьмите на заметку вот эту заготовку:

Фото с сайта https://cutvideo.ru/smeshnoy-tekst-dlya-konkursa-s-propushchennymi-prilagatel-nymi/
Фото с сайта https://cutvideo.ru/smeshnoy-tekst-dlya-konkursa-s-propushchennymi-prilagatel-nymi/

Хотя тут, как вы догадались, у людей сначала собирают самые разные прилагательные, а потом вставляют их в текст. Это, конечно, уже совсем не тест, но - смешно. А ещё смешнее попросить какого-нибудь гостя в одиночку заполнить эту телеграмму, а затем пригласить психиатра, чтобы тот публично оценил качество исполнения ТЕСТА ЭББИНГАУЗА "пациентом".

Герман Эббингауз (24 января 1850 - 26 февраля 1909). Фото с сайта https://deacademic.com/pictures/dewiki/101/ebbinghaus2.jpg
Герман Эббингауз (24 января 1850 - 26 февраля 1909). Фото с сайта https://deacademic.com/pictures/dewiki/101/ebbinghaus2.jpg

Герман Эббингауз (24 января 1850 - 26 февраля 1909) - немецкий психолог-экспериментатор. Начал изучать историю и филологию в Боннском университете, а после недолгой службы в прусской армии погрузился в изучение «философии бессознательного» Эдуарда Гартмана.

После защиты докторской диссертации, несколько лет работал доцентом в Университете Фридриха-Вильгельма в Берлине, а затем отправился путешествовать по Европе: жил в Англии и Франции, где зарабатывал на жизнь репетиторством.

Прочтя книгу Густава Теодора Фехнера «Основы психофизики», Эббингауз вдохновился идеей ввести в психологию строгие математические меры. Он начал с того, что составил список бессмысленных звукосочетаний и стал изучать на самом себе и других людях, как будет проходить процесс запоминания этой галиматьи.

Всё это продолжалось около пяти лет. В процессе работы ученый заметил, что при одновременном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. Но если список увеличивался, то для его запоминания требовалось больше повторений, чем количество присоединенных слогов. Так он экспериментировал с разными объемами информации, рассчитывал время запоминания и забывания.

По итогам экспериментов был составлен график забывания, который получил название КРИВОЙ ЭББИНГАУЗА. Оказалось, что наибольшая часть материала ускользает из памяти в первые минуты после заучивания. Уже через час в нашей памяти остается меньше 50% информации, а днем позже – всего лишь 30%. Значительно меньше забывается в последующие часы и еще меньше в ближайшие дни. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее, чем набор бессвязных слов. Через месяц сохраняется лишь 20%, и эта цифра уже не меняется. Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее.

КРИВАЯ ЭББЕНГАУЗА. Фото с сайта https://bestlavka.ru/krivaya-zabyvaniya-ehbbingauza-4-osnovnyh-sposoba-povtoreniya/
КРИВАЯ ЭББЕНГАУЗА. Фото с сайта https://bestlavka.ru/krivaya-zabyvaniya-ehbbingauza-4-osnovnyh-sposoba-povtoreniya/

Также выяснилось, что стихи запоминаются в девять раз быстрее, чем равные по объему списки бессмысленных слогов. Причем, забываются стихи (как и другие осмысленные тексты) чуть медленнее.

Эббингауз также занимался изучением цветного зрения, основал журнал «Психология и физиология органов чувств». Очевидно, с этим периодом связано создание ИЛЛЮЗИИ ЭББИНГАУЗА.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия_Эббингауза
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия_Эббингауза

Суть её в том, что два оранжевых кружочка, на самом деле, одинаковые по диаметру, но из-за того, что они окружены серыми кругами разного размера, кажутся либо больше, либо меньше, чем есть.