Найти тему
diletant.media

Какой была Александра Коллонтай?

Оглавление

Первая женщина-министр в истории считала главным достижением свой вклад в дело освобождения женщины.

Эмансипация женщин

Коллонтай стала олицетворением нового типа независимой и амбициозной советской женщины. Она была известным партийным публицистом, популярным оратором, единственной женщиной-наркомом первого Советского правительства по вопросам социальной защиты, первой женщиной-дипломатом.

Известность имя Александры Коллонтай получило в «оттепельные» 1960-е. Если в СССР её образ связывался с идеалом коммунистки, которая была и членом Правительства, и соратницей Ленина, и первой женщиной-дипломатом, то в Европе она получила известность как феминистка, автор теорий сексуальной эмансипации, как продукт советского строя, в котором женщина получила все возможности для самореализации. Ей принадлежит титул первой российской феминистки, отличавшейся новым типом поведения, пренебрежением традиционными женскими ролями, разрушением стереотипов женственности.

Александра Михайловна Коллонтай. Источник: wikipedia.org
Александра Михайловна Коллонтай. Источник: wikipedia.org

Женское движение в России началось в конце 1850-х, когда произошли решающие изменения в сфере женского образования: появились женские гимназии, женщины получили доступ к высшему образованию. В сфере занятости женщины получили доступ ко многим профессиональным сферам, появились женщины-телеграфистки, журналистки, издательницы. В сфере личных, семейных отношений развод по инициативе женщины перестал быть явлением исключительным.

Именно поэтому среди поколения женщин, рождённых в конце 1860-х — начале 1870-х годов можно увидеть первых женщин-политиков России, выдвинувшихся на общероссийскую и европейскую политическую арену. Это кадетки Ариадна Тыркова (1869), Софья Панина (1874?), Анна Милюкова, социал-демократки Надежда Крупская (1869), Елена Стасова (1873), эсерка Анна Чернова.

Слушательницы Бестужевских высших женских курсов. Источник: wikipedia.org
Слушательницы Бестужевских высших женских курсов. Источник: wikipedia.org

Александра Коллонтай родилась в семье генерала Михаила Домонтовича 31 марта 1872 года в трёхэтажном особняке на Средне-Подьяческой улице. Родители дали ей домашнее образование, хотя женские гимназии успешно работали уже не одно десятилетие, а в год рождения Александры открылись женские высшие курсы в Москве и женские медицинские курсы в Петербурге. Домашнее женское образование традиционно включало в себя изучение иностранных языков, занятие литературой, музыкой. В 18 лет Шура Домонтович увлеклась своим дальним родственником Владимиром Коллонтаем, который происходил из обедневшей дворянской семьи. Родители были против брака с ним и, желая отвлечь дочь от идеи замужества, отправили её путешествовать по Европе, где она познакомилась с социалистическими идеями. После чего её родители решили, что брак с бедным родственником — это меньшее зло, и согласились на него. В 1894 г. она родила сына, но размеренная жизнь замужней женщины оказалась ей скучна. Её увлечение марксистскими идеями не прошло, и она решила поехать в Европу для продолжения своего политического образования.

Коллонтай и Дыбенко. Источник: wikipedia.org
Коллонтай и Дыбенко. Источник: wikipedia.org

Отъезд в Европу, Цюрихский университет, начало журналистской деятельности, увлечение экономическими вопросами и рабочим движением, работа над книгами «Жизнь финских рабочих», «К вопросу о классовой борьбе» — этапы её профессионального становления. В результате Коллонтай стала признанным экспертом по Финляндии.

Революционная деятельность

В Петербурге она уже не вернулась к традиционной жизни замужней женщины, а всецело посвятила себя революционной деятельности. У неё обнаружился редкий ораторский дар. По воспоминаниям современников, любая аудитория всегда заворожённо слушала её. Она работала и публицистом, и агитатором, и организатором. В 1906 году Коллонтай вступила в Российскую социал-демократическую партию. После смерти отца она как единственная наследница стала владеть поместьем в Черниговской губернии, а потому могла себе позволить заниматься проблемами рабочего класса, не думая о хлебе насущном.

Вторая её тема — женский вопрос. Коллонтай попыталась создать организацию женщин-работниц и подключить их к пролетарскому движению. Впрочем, её инициатива не встретила одобрения товарищей по партии. Однажды партийное помещение, в котором должно было состояться собрание работниц, оказалось закрытым, а объявление на дверях гласило, что собрание женщин-работниц отменяется, а завтра состоится собрание только мужчин. Затем за брошюру о рабочем движении Финляндии Коллонтай привлекли к уголовной ответственности, и она была вынуждена бежать из страны в Германию. Началась эмиграция, которая продлилась почти десять лет.

Во время Первой мировой войны ей как российской подданной пришлось уехать из Германии и переехать в Швецию. В Россию она возвращается в марте 1917 года и снова пытается возобновить попытки создания организации для женщин внутри партии. В 1917 году Коллонтай активно участвовала в подготовке Октябрьского вооружённого восстания.

Парадоксально, но, став членом советского правительства, Коллонтай выступила за запрещение независимых женских организаций, закрытие феминистских газет и журналов. Причины деятельности российских феминисток Коллонтай объясняла с классовых позиций, поэтому деятельность феминисток — это деятельность женщин буржуазных слоёв в интересах своего эксплуататорского класса, а интересы феминисток и пролетарок несовместимы. Многие позиции, занимаемые Коллонтай в отношении женщин, находились в прямом противоречии с точкой зрения феминисток.

Коллонтай. Источник: wikipedia.org
Коллонтай. Источник: wikipedia.org

В своих идеологических построениях Коллонтай шла по пути нивелирования различия женское-мужское, пыталась довести женщин до некой общей, универсальной нормы, вне гендерной маркировки — просто товарищ по борьбе. Российские феминистки настаивали на специфичности и ценности всего женского: женской личности, женского опыта, женского видения мира. Если Коллонтай определяла женщину-работницу «товарищем» мужчины по борьбе, уравнённой с мужчиной-рабочим «общими страданиями», то феминистки определяли женщин низших слоёв общества, работниц и крестьянок, как «рабынь рабов».

Её независимый характер привёл в 1922 году в оппозицию Ленина. Чтобы использовать её международные связи лучшим образом и одновременно выслать из страны, Коллонтай предложили стать представителем Советского государства в Норвегии. Она согласилась, и в 1923 году началась её дипломатическая карьера.

Подробнее