А ничего не стало. Быть родственником (а лучше – женой) героя, павшего за революционное дело, являлось едва ли не лучшей судьбой в раннем Советском Союзе. Тебе были положены все необходимые льготы, которые сильно скрашивали жизнь. Была гарантирована лучшая квартира в одном из правительственных домов. Да и суровый дядя майор, который выискивал недоброжелателей против советской власти, к тебе тоже никогда не придет. Поэтому в норме подобного человека ожидала долгая, счастливая жизнь в статусе одного из «детей лейтенанта Шмидта».
Но давайте все-таки поговорим об интересующей нас сегодня женщине.
Фрума Ефимовна Хайкина родилась в 1897-м году в одном из еврейских местечек Черниговской области. Ее характерное имя, если кто интересуется, в переводе с идиша означает «благочестивая». А вот фамилия идет от женской формы традиционного ивритского имени Хаим, которое означает, ни много, ни мало, «жизнь». Но в данном случае форма имени и фамилии женская, что намекает на один из обычаев евреев-ашкеназов, когда глава семьи всю жизнь сидит дома и учит Тору, а его супруга обеспечивает мужа и детей. Поскольку именно она социально активна, от нее получает фамилию вся родня. Хайкины, Райкины, Шейнины, Брайнины – вот такой бабий бунт. Впрочем, об этом мы уже не раз говорили.
Как хорошая еврейская девушка, Фрума осваивала ремесло портнихи. Видимо, чтобы иметь возможность прокормить благоверного и поддержать традиции своей семьи. Но работа в швейной мастерской ее не прельщала, и наша героиня сразу после революции примкнула к красным. Это, кстати, на тот момент было редкостью. Евреи в массе большевиков немного боялись, поэтому сначала предпочитали белых, эсеров или собственную социалистическую партию «Бунд». Лишь когда белая армия начала погромы, а РККА, напротив стала их защищать, еврейский народ упал в объятия коммунистов.
Хайкина сначала пыталась работать по административной линии, но партия сказала: надо! А комсомол ответил: есть! Будучи пленной и обменянной на польского офицера, двадцатилетняя девица в тылу оказалась зачислена в состав ВЧК. Она получила усиление из казахов и китайцев, нанятых прежним правительством для постройки железной дороги. После революции эти люди оказались не у дел, и были готовы стать на сторону каждого, что обещал их хотя бы кормить.
В конце весны Фрума со своим отрядом прибыла на железнодорожную станцию Унеча. Сейчас это райцентр Брянской области, но на тот момент там заканчивалось советское государство. К западу располагались немецкие части или украинские гетманские войска. Формально она была назначена всего лишь начальником контрольно-пропускного пункта. Но де-факто представляла из себя единственную власть, поскольку иных государственных органов у красных тогда не было.
То есть, Хайка-чрезвычайка для жителей поселка и близлежащей местности была не меньше, чем царь и бог, и имела право карать и миловать. Впрочем, чаще она пользовалась первым. Писатели Тэффи и Аверченко, которые в этом месте пытались пересечь границу, оставили пространные воспоминания о человеке, с которым были знакомы пару дней.
Одна из историй касалась некого царского генерала, который пытался провезти зашитые в своих штанах денежные банкноты «керенки». Одной из задач местного отделения ВЧК было отнимать у буржуев ценности в пользу трудового народа. Хайка это сделала, но за нарушение генерал получил знатных люлей, был облит керосином и отправился на небо. Тэффи вспоминала, что у своего порога Фрума проводила обыски, там же вершила строгий, но справедливый революционный суд, там же, не стесняясь общества своих китайцев, при необходимости ходила до кустов.
Разумеется, на такую прекрасную женщину не мог не обратить внимания первый парень на деревне – красный командир Николай Щорс. Следуя теории стакана воды, которую поддерживали все прогрессивные марксисты, они стазу же начали близкие отношения, а затем и заключили законный брак. Но их счастье длилось менее года: шел отряд по берегу, шел издалека, в общем, ее муж пал на фронте. Фрума увезла его тело в Самару, куда на тот момент эвакуировалась ее родня.
Хайкина больше на фронт не вернулась. Сначала понемногу чиновничала в городе, где жили родители, затем получила техническое образование и участвовала во многих великих стройках индустриализации. Но в середине 1930-х она получила свой счастливый билет. Виссарионыч решил подарить украинцам такого же революционного героя, каким Чапаев являлся для жителей РСФСР. Фрума Хайкина написала о нем воспоминания, а затем стала консультантом на съемках биографического фильма.
На это она получила кучу льгот, квартиру в знаменитом правительственном «доме на набережной» и возможность до конца жизни выступать перед пионерами и говорить им: «Да, были люди в наше время…» После войны она трудилась в системе наркомпроса и прожила еще долгую жизнь, которая закончилась только в 1977-м году.
#евреи #революция #гражданская война #история