Найти в Дзене
Культурный рассвет

Итальянская кинокартина о "свинцовых 70-ых"

Молодежь всегда горяча и склонна к радикализму. Вопрос в том, что за радикализм она выбирает и к каким идеям примыкает. Ведь увлеченные красивым жестом и соответствующей атрибутикой парни и девушки могут начать яростно отстаивать порочные в своей основе идеи. О чем-то подобном рассказывает Карло Лиццани в фильме "Площадь Сан-Бабила, 20 часов".

Дело происходит в эпоху, известную итальянцам, как "свинцовые 70-е". Буржуазно-демократический режим находится под постоянным давлением как слева, так и справа. На улицах Рима, Милана, Неаполя и других городов регулярно проходят акции то коммунистов, то их заклятых врагов - фашистов (заметим, в Италии не было своего Нюрнберга).

Оба фланга могут похвастаться широким молодежным активом. Вот и четверо ультраправых, Фабрицио, Мики, Франко и Альфредо, слоняются по Милану в поисках возможности удовлетворить юношескую страсть: сломать мотороллер какого-нибудь левака; затащить в постель девчонку, падкую на парней в кожаных куртках; устроить похабный перфоманс с использованием товаров из местного секс-шопа и т.д.

Но чем дальше, тем развлечения становятся все более опасными. А когда у каждого из ребят при себе есть финка, и старшие "товарищи" могут пособить даже огнестрелом или взрывчаткой, такие игры могут стать по-настоящему опасными.

Карло Лиццани через историю анализирует социальный состав ультраправого радикализма. Фабрицио происходит он из состоятельной буржуазной семьи, он убежденный нацист-ницшеанец, близкий скорее к гитлеровской традиции. Мики, дерзкий поклонник традиционного муссолиниевского фашизма, тоже сын богатых родителей, явно живущих друг с другом из-за денег и регулярно устраивающих скандалы.

-2

А вот Альфредо выбрался из низов, и единственный из компании сам зарабатывает на жизнь, но он малообразован и ищет выхода своей агрессии. Наконец, Франко - попросту инфантил, мечтающий доказать всему миру, что он тоже крутой. Объема этим персонажам добавляет метод неореализма: всех молодых людей играют непрофессиональные исполнители.

Автор относится к героям критически - они ему крайне несимпатичны. Однако любопытно, что когда картину показывали в СССР в начале 80-х годов, эта компания юных неофашистов в плащах, куртках и темных очках у многих зрителей не вызвала отторжения. В одной из современных рецензий можно прочесть: "Фильм вышел — и понеслось. Молодежь страны Советов стала потихоньку облачаться в кожу. Во всех городках появились свои Сан-Бабилы. <...> Сегодня спросите любого русского неофашиста за 40: все они скажут, что загорелись нацизмом после «Сан-Бабилы»".

Такой вот парадокс.

__________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!