Городок наш Эттен-Лёр, между прочим, не шухры-мухры- у нас и музеи имеются. Не буду писать на русском название музея, как хотите, так и читайте это слово. Но это не про то, что многие подумали.
Музей посвящен психиатрии. Там есть постоянная экспозиция, посвященная истории психиатрии и периодически проводятся художественные выставки. Здесь можно примерить смирительную рубашку и пройти различные тесты, чтобы узнать насколько близко или далеко вы до звания пациента психушки.
Раньше музей располагался в прекрасном старинном здании, но видимо экскурсантов, несмотря на дешевизну билета в 4,5 евро, было не так много и экспозиция переехала в более скромное помещение в центре города.
В средневековье считалось, что сумасшествие это одержимость бесами и священники пытались изгнать их молитвами. Иногда призывали на помощь лекарей. Лекари пускали безумцам кровь, давали слабительное и рвотное - в надежде, что демоны покинут тело.
Иногда применяли более радикальные меры- сталкивали с моста в речку. Предполагалось, что демон испытает боль и страх и уберется восвояси. Особенно не церемонились с женщинами- их беспощадно сжигали на кострах, провозгласив ведьмами. В 1597 г. в деревне Аудватер установили специальные весы. Слишком маленький вес был доказательством того, что женщина умеет летать, стало быть она ведьма. То ли голландки были все как одна дородные, то ли планку установили для детского веса, но с тех пор ни одна голландская ведьма была не выявлена.
К счастью, не все психически больные люди подвергались преследованиям. Некоторые продолжали жить в семьях, некоторых помещали в монастыри или богадельни. В 1442 году в Ден Боше открыли первую психушку. Заведение не имело статус больницы, поскольку о лечении там не было и речи. Это скорее была тюрьма, которая в дни рождественских и пасхальных праздников открывала свои двери для праздных посетителей, которые за плату могли полюбоваться на "полоумных", сидящих за решёткой. Запретили это только в 1825 г.
После этого отношение к больным стало меняться. 29 мая 1841 г. был принят первый закон о положении душевнобольных. Согласно этому закону, психически больного человека можно было положить в стационар только после разрешения врача. Женщины и мужчины должны были содержаться в разных помещениях, а буйные в отдельных комнатах. Пациенты должны были соблюдать режим, принимать участие в трудовой деятельности, повышать уровень своего духовного развития за счёт чтения книг и бесед со священнослужителями.
В 1847 г. в психушку города Девентер пришел новый директор - доктор Эвертс, который заявил, что к больным будет применяться новый метод, отрицающий любое принуждение и усмирение. Отныне к пациентам применялся только гуманный подход. Приют быстро стал знаменитым, в Девентер стали приезжать врачи и просто любопытные. Глядя на умиротворённых психопатов, занятых работой в огороде, они убеждались, что чудеса возможны.
Заведение Эвертса продержалось недолго. И это можно понять. Как удержать буйных, которые бросаются на персонал и других пациентов? Как предотвратить побег, если с дверей сняли замки? Как приучить слабоумных к труду и дисциплине, если те не понимают элементарных вещей?
В конце 19 века появились первые успокаивающие медикаменты и началось лечение сном. Больному вкалывали препарат и он в течение нескольких дней пребывал в состоянии глубокого сна.
В 20 веке Голландия продолжала сходить с ума, мест в психушках не хватало и решили подавлять агрессию в домашних условиях, придумав гидротерапию. Суть терапии была такова: больного заворачивали в десятиметровую мокрую простыню на несколько часов. Некоторые помещали буйного в теплую ванную, но это была дорогая процедура, так как тратились вода и уголь. Лечение гидротерапией в Нидерландах полностью прекратили в 1950 году.
Больных, которые попали в психушку врачи пытались излечить электрическим шоком. Также популярен был инсулиновый шок. Больному вводили инсулин, он впадал в кому, а через час его "возвращали к жизни" уколом глюкозы.
В 1953 в Нидерландах для лечения психически больных стали применять чудо-лекарство Аминазин. Голландские врачи были в восторге и говорили:" Приятно видеть спокойных и довольных пациентов, исцелившихся от своих недугов за работой, играми или чтением". Эйфория приутихла, когда оказалось, что аминазин вызывают кучу неприятных осложнений.
С тех пор прошло много времени. Психотропных препаратов сейчас видимо невидимо, но система психиатрической помощи в Нидерландах построена сейчас так: психиатр и клиент находятся в равном положении. Врач использует различные психотерапевтические методы, но только те, с которыми клиент согласен.
Психически больного ни к чему не принуждают, распорядок дня у него совершенно свободен, он может ходить куда зачет. Если больной человек угрожает жизни окружающих, то вопрос о принудительной госпитализации может решать только бургомистр.
Во всех остальных случая псих имеет право отказаться от лечения и даже нанести вред себе самому он тоже имеет право. В общем, во всем соблюдается свобода личности.
.