На вопрос от нашего подписчика отвечает Ольга Тихомирова – старший научный сотрудник Отдела истории науки и техники и изучения коллекции Политехнического музея.
«Зарождение искусства шлифования стекла относится к глубокой древности, и оно возникло задолго до того, как когда было выплавлено первое стекло», – так писал в одной из своих работ известный историк науки Валентин Ченакал. Искусство шлифования линз из горного хрусталя применялось уже в VIII-IX веках до н.э. в Ассирии и Вавилоне. Предполагают, что первыми орудиями были какие-либо естественные формы: лункообразные, выпуклые или плоские камни, а в качестве абразива песок или измельчённые твёрдые породы.
Изобретение и последующее широкое распространение очков из стекла в XIII-XIV веках заставило мастеров-оптиков коренным образом усовершенствовать примитивную технологию обработки стекла. Первым и основным улучшением этого периода считается применение бронзовых форм: гриба и чашки. Шлифование и полирование всех видов оптических линз производилось вручную. Одна из форм укреплялась на специальной стойке, а другая перемещалась движением рук над первой. Точных сведений, когда, где и кем был сконструирован первый стеклошлифовальный станок, нет. Прототипом его были гончарный круг и токарный станок. Начало подлинной истории этого станка относится к эпохе позднего Ренессанса в XVI-XVII веках (поскольку для производства оптики зрительных труб, зеркальных телескопов, сложных микроскопов требовались линзы высокого качества) и связано с именами основателей оптической науки – Галилеем, Декартом, Гюйгенсом, Ньютоном и другими.
Первое, дошедшее до нас, описание стеклошлифовального станка относится к третьей четверти XVII века. Автором был итальянский оптик Карло Антонио Манзини. Модель этого станка в соответствии с описанием, изготовленная в масштабе 1:4, находится в собрании Политехнического музея.
Как видно на фото, станок имеет довольно сложное устройство. Но шлифовальные формы – гриб и чаша – в этой и более поздних моделях станков останутся неизменными практически до наших дней. В дальнейшем будут совершенствоваться машины двигателя для вращения и передаточного механизма и будет меняться качество абразивного материала – это можно видеть на примере модели ножного стеклошлифовального станка монаха-капуцина Шерубена Орлеанского. Здесь вращение производится с помощью ножной педали.
В коллекции Политехнического музея хранятся стеклошлифовальные станки разных эпох – от моделей XVII века до современных устройств.