В Древней Руси письменность получила развитие после принятия христианства в конце 10 века. После Крещения при князе Владимире русские книжники начали активно переводить иностранную литературу – в первую очередь, греческие и болгарские книги. На основании этих переводных рукописей они составляли собственные произведения – жития святых, летописи, поучения.
Самой главной книгой для древнерусского читателя являлась Библия или Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового заветов. Из Ветхого завета наибольшей народной любовью пользовались Псалтирь и некоторые пророческие книги. Известно, что полностью Библия была переведена только к 15 веку, однако историки доказали, что многие отрывки были известные древнерусскому читателю намного раньше – в первую очередь, благодаря церковным службам, а также через греческие сочинения, содержащие отрывки и толкования из Библии.
Древнерусское общество было хорошо знакомо с патристикой – сочинениями отцов церкви 4-11 веков, в которых они утверждали догмы христианства, опровергали ереси, излагали морально-нравственные правила жизни для верующих. Огромный интерес вызывали сочинения святителя Иоанна Златоуста, выдающегося византийского проповедника 4-5 веков. Широкое распространение получили литературные сборники, например, – переводной «Изборник» князя Святослава (1073 г.), который неоднократно переписывался.
Книжники охотно переводили различные изречения, поучения, цитаты, афоризмы. Самый известный памятник этого вида переводной литературы – сборник «Пчела». Жития святых (агиографическая литература) были любимым чтением молодой христианской Руси. Особенно полюбились нашим предкам жития святых Алексия, человека Божьего и Евстафия Плакиды. Не меньшей любовью на Руси пользовались патерики – небольшие поучительные истории о духовных подвигах монахов.
Огромной популярностью среди древнерусских книжников пользовались византийские хроники, которые оказали непосредственное влияние на отечественное летописание. Главным образцом для первых летописцев стала «Хроника Георгия Амартола», византийского монаха, который вел свое повествование от сотворения мира и наиболее значимых библейских событий до середины 9 века.