25 лет спустя после трагической смерти принцессы Дианы историки, конспирологи и продолжают строить самые разнообразные гипотезы в поисках разгадки того, что же на самом деле произошло в парижском тоннеле.
Официально расследованием Дианы занимались дважды — во Франции (в 1999) и в Великобритании (в 2008). Оба они пришли к неутешительным и довольно поверхностным выводам. Суммировать их можно так: трагедия произошла из-за крайне неосторожного вождения Анри Поля (водителя «Мерседеса»), в чьей крови был обнаружен алкоголь, из-за неисправности ремней безопасности, а также ввиду безответственного поведения папарацци, из-за которых месье Полю пришлось превысить скорость.
Между тем, спустя 20 с лишним лет накопилось достаточно данных, а также разных гипотез, подтверждающих, что сценарий аварии в тоннеле моста Альма, мог быть совсем не тем, каким его представили французские и британские следователи.
Анри Поль не был пьян и в ту ночь выполнял задание MI6
Как правило, первым, кто попадает под микроскоп при расследовании аварии, становится водитель. Так случилось и в тот раз. Анри скончался на месте, а когда французское следствие объявило о том, что уровень алкоголя в крови водителя принцессы в три раза превышал норму, заключение показалось всем настолько неправдоподобным, что многие тут же принялись гадать, что за этим заявлением стоит на самом деле.
Действительно, могли ли Диана, ее телохранитель Тревор Рис-Джонс и Доди Аль-Файед на самом деле подвергнуть себя риску и сесть в машину, за рулем которой находится человек, выпивший, по оценкам британского следствия, по меньшей мере, пять бокалов аперитива Ricard?
Так появились мысли о том, что Анри на самом деле не употреблял в ту ночь алкоголь, а официальная версия была сфабрикована только для того, чтобы скрыть факт его службы на MI6. Мол, британская разведка поручила ему подстроить аварию и убить таким образом принцессу и ее любовника, а так как самому Анри спастись не удалось, следствие и выдумало байку о том, что он был пьян.
Что же до алкоголя в крови, то позднее еще несколько тестов подтвердили, что месье Поль действительно выпил в ту ночь больше, чем положено по закону, что в принципе вполне состыкуется с тем фактом, что его смена подошла к концу задолго до того, как его вызвали на сверхурочное задание. Между тем, вопрос о том, почему никто из службы Ritz или пассажиров Mercedes не учуял запаха алкоголя от водителя и доверил ему везти принцессу, остается открытым.
К слову, в работе на MI6 обвинялся и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс, который как раз-таки выжил, но никаких подробностей из-за черепно-мозговой травмы не запомнил. Согласно версии, которая была представлена бывшим британским разведчиком Ричардом Томлинсоном, его физическая подготовка вполне позволяла ему пережить аварию, а «сфабрикованная» амнезия послужила отличным подспорьем для того, чтобы не рассчитывать на него, как на свидетеля.
Диану убила королевская семья из-за того, что она была беременна от мусульманина
Эту версию также отстаивает Мохаммед Аль-Файед. По его мнению, информация о романе бывшей невестки с мусульманином настолько разгневала королевскую семью, что некоторые ее представители — прежде всего, принц Филипп и сестра Дианы Леди Сара Маккоркодейл — решили вмешаться. Более того, по показаниям отца Доди и некоторой прислуги из его виллы, Диана ждала от любовника ребенка, и 1 сентября пара вместе с новостью о помолвке собиралась объявить еще и об этом.
Диану убил журналист (и он тоже работал на британскую разведку)
Еще одна «мистическая» история, витающая вокруг, парижской трагедии связана со стареньким белым «Fiat Uno», чьи следы были обнаружены криминалистами на месте столкновения «Мерседеса», в котором находилась принцесса. По словам очевидцев, «Фиат» в тоннеле действительно был, однако после аварии машина мгновенно скрылась с «места преступления»… и в пределах Парижа ее уже не нашли (или плохо искали?).
Подозрение сразу же пало на французского фотографа Джеймса Андонсона, который ранее фотографировал пару на вилле Аль-Файедов в Сен-Тропе и владел точно таким же белым «Фиатом». По версии отца Доди, авария могла произойти из-за того, что машина Андонсона «подрезала» «Мерседес», в результате чего водитель не справился с управлением и врезался в стену тоннеля.
Сам же Андонсон свою причастность к трагедии всецело отрицал. По его словам, машиной он давно не пользовался, да и не в том состоянии она была (ей шел уже девятый год), чтобы догнать и «подрезать» «Мерседес», мчавшийся на скорости в примерно 150 километров в час. И следствие с ним согласилось. Вскоре, однако, журналист поспешил срочно продать свой «Фиат», но и это не вызвало подозрений. Следов от краски «Мерседеса» на автомобиле Андонсона обнаружено все равно не было.
Спецслужбы убили Диану сами (без чьей-либо помощи)
На самом деле, конспирологи до сих пор не определились, чья именно разведка — Великобритании, Франции или США — позаботилась об устранении принцессы Уэльской. В любом случае, в том, что в гибели Дианы виноваты спецагенты, сторонники этой теории не сомневаются. По их мнению, для секретных служб устроить такую аварию – дело непыльное. Достаточно лишь заранее подготовить декорации и реквизит.
Первое, что вызвало вопросы у следствия после аварии — это внеплановая замена «Мерседеса» принцессы. Дело в том, что весь день 31 августа Диана и Доди катались на другой машине, однако вечером техслужащие внезапно нашли в автомобиле какую-то мистическую поломку и забрали его в ремонт. Вместо этого гостям Ritz предоставили другой «Мерседес», в котором, кстати, тоже были свои неисправности (машина до этого уже побывала в аварии) — например, не работали ремни безопасности, и почему-то только на задних сидениях, где как раз располагались Диана с любовником. Принцесса, к слову, как свидетельствуют ее знакомые, всегда очень щепетильно подходила к своей безопасности, так что будь ремни исправны, она бы наверняка пристегнулась и (кто знает?), быть может, даже выжила. Ведь миновала же гибель пристегнутого охранника Дианы.
Из-за того, что машина уже переживала ДТП, водителю запретили развивать скорость больше 60 километров в час, но, как назло, в эту ночь «Мерседес» принцессы настигли папарацци (кстати, по одной из тех же теорий, это были не фотографы, а нанятые киллеры, чтобы в случае неудачи плана «А» завершить миссию), а от них на такой скромной скорости не оторвешься.
Наконец, кульминация операции — въезд машины в тоннель, в котором не работает ни одна из 14 камер. Последнее объясняется тем, что наружное наблюдение в этом районе контролируется не полицией или частными владельцами, а обществом городского транспорта Парижа — организацией, которая закрывается в 11 вечера. Камеры остаются включенными, но они ничего не записывают, и единственный шанс увидеть происходящее — это сделать так, чтобы перед монитором сидел человек. В ту ночь такого человека не было.