Найти в Дзене
Истории Алексея Боярского

Рай для алкоголика: репортаж из самого винного региона России

Оглавление

Производство отчественного шампанского выросло за год на 40% - такие данные недавно обнародовал Росстат. Причём, основной скачок зафиксирован в апреле. Когда импорта стало мало, народ переключился на российские вина. И прям подтверждение - в магазине у дома появился дагестантский брют!

И тут я вспомнил, что вино в России реально есть. Даже хорошее. И вполне недорогое. Просто оно до Москвы не доезжает. Ниже мой репортаж из Краснодарского края 2017 года. Объехал тогда и крупнейших виноделов, и гаражников.

Почему в наших магазинах нет хорошего вина

Винные эксперты цокают языками: «На Кубани делают недорогие вина не хуже европейских». Вот и министр сельского хозяйства Ткачев заявил, что пьет исключительно российскую продукцию. Из названных марок я запомнил «Фанагорию» и «Лефкадию» и побежал в магазин. Но, увы, означенных наименований не обнаружил. Что ж - будем искать... И я отправился в столицу кубанского виноделия - город-курорт Анапу.

Откуда винишко?

Анапа - рай алкоголика. Плотность винных лавок на квадратный метр асфальта зашкаливает. Продают там на розлив из 10-литровых картонных коробок («тетрапаков»). В одной разливочной около трех десятков видов. Названия на этикетках: от «Каберне» и «Шардоне» до «Вишневое» и «Ежевичное», от «Татьянин день» до «Мужские слезы». Почти все полусладкие. Стоят от 100 руб./л.

Что это за вино? На литр вина нужно 1,5 кг винограда. Хороший виноград оптом: 45 - 50 руб./кг. Получается, в 1 л вина только винограда на 70 руб. А ведь еще производство-выдержка, розлив, розничная наценка и т. д.

- ...Не оторваться
- ...Не оторваться

- Покупают по 60 руб./л импортные виноматериалы, которые в Европе мало кому нужны. И разливают в «тетрапаки», после чего продукция автоматически становится кубанской, - объяснили мне специалисты. По их оценкам, около 60% произведенного на Кубани вина - из импортных виноматериалов.

А может попасться и совсем не вино, а так называемый винный напиток. Например, крепленое зерновым спиртом. А то и вообще из смеси спирта, воды и порошка-ароматизатора: отсюда и понятие «порошковое вино». Такое пойло можно встретить не только в «тетрапаках», но и в бутылках с красивой этикеткой по всей России. Неужели министр Ткачев, хваля кубанские вина, на самом деле глотал «Мужские слезы»?

Ещё одни винные туристы - сезонные рабочие с Северного Кавказа
Ещё одни винные туристы - сезонные рабочие с Северного Кавказа

Сдельно-винодельно

На выезде из Анапы застряли в пробке (винодельный же край!).

- Ща объедем! - мой водитель свернул на заросший бурьяном пустырь. - Тут 15 лет назад виноградники были. Вон, даже кое-где еще лоза осталась. И те новостройки на краю тоже на месте виноградников. Земля вокруг Анапы теперь дорогая - чем обрабатывать, проще под недвижимость продать.

А раньше винная отрасль была здесь главной. Подъем виноделия на Кубани пришелся на 1950 - 1970-е годы. Партия поставила задачу отвадить советский народ от фронтового пристрастия к разбавленному спирту - перевести на крепленые вина. Основной продукцией Кубани долгое время были портвейны и сладкие-полусладкие вина.

Пресытившиеся морем и дешевым пойлом в лавках Анапы, гости солнечной Кубани отправляются на экскурсии к местам производства настоящего вина
Пресытившиеся морем и дешевым пойлом в лавках Анапы, гости солнечной Кубани отправляются на экскурсии к местам производства настоящего вина

- К началу 1970-х Краснодарский край буквально залил страну и сухими винами. Предлагали даже значительно снизить на них цену - советская торговля не успевала реализовывать, - вспоминает винный эксперт, винодел-любитель Геннадий Генераленко.

Считается, что виноделие на Кубани уничтожил исторический указ Горбачева о борьбе с алкоголизмом. Тогда в крае действительно вырубили много лозы. Но значительно больше виноградников заброшено и погибло в последующие 20 лет: винная отрасль пережила общий для страны упадок. Стало выгоднее разливать импортные виноматериалы, чем мотыжить свой кусок земли.

Тут можно не только попробовать авторское вино, но и прикоснуться к его истокам...
Тут можно не только попробовать авторское вино, но и прикоснуться к его истокам...

Однако виноградники стали возвращаться. Сыграли и антисанкции: если до 2014 года фермеры продавали технический виноград себе в убыток по 15 руб./кг, то теперь средняя цена подскочила до 50 руб./кг.

По дороге в Тамань мой водитель не переставал удивляться:

- Ого, вот здесь еще лет пять назад вообще ничего не было, а теперь опять плантации!

За окном действительно мелькали высаженные как по линейке молодые виноградники и билборды, приглашающие на дегустацию в винодельни.

Винная атмосфера располагает к творчеству - на винодельни специально привозят учащихся художественных школ
Винная атмосфера располагает к творчеству - на винодельни специально привозят учащихся художественных школ

Старый авиатор борозды не портит

- Благодаря России мы теперь в Кишиневе пьем хорошее вино, - делился со мной молдавский коллега. - После вашего запрета на ввоз молдавских вин наши виноделы переориентировались на Европу. Пришлось повышать качество. Сейчас у нас совершенно иной уровень виноделия.

Аналогичные откровения я слышал и от грузин. Но откуда стимул повышать качество у российских виноделов, когда потребитель бормотухи всегда под боком?

Когда эксперты говорят о повышении качества российского вина, то имеют в виду не рынок в целом, а только сегмент, ориентирующийся пока лишь на треть потребителей. Кто же это?

Во-первых, люди, чья винная грамотность за последние годы выросла. Те, кто уже привык к хорошим импортным сухим винам. Подорожание импорта дало дополнительную возможность отечественным производителям обратить на себя внимание этой аудитории.

Во-вторых, мода на здоровый образ жизни привела к тенденции ухода от крепкого алкоголя к вину. Тон задают элиты. Например, Роман Абрамович купил виноградники в районе села Гай-Кодзор и построил новую винодельню - местные утверждают, что его вино одно из лучших.

Но и простые смертные не отстают. Мелких виноделов, так называемых гаражников, создающих отличные авторские вина, здесь с избытком. Практически никто из них не имеет лицензии на производство и продажу. Формально берут деньги за экскурсию на винодельню, а само вино как бы дарят. Например, потомственный авиатор Валерий Нестеров из Москвы. Купил землю недалеко от Анапы рядом с поселком Семигорье. Посадил 6 га виноградников, построил гостиницу и винодельню. И назвал все это «Винотеррия». Тут тоже без лицензии - собственное вино не могут даже включить в меню, но зато преподносят в качестве «комплимента от ресторана».

Пошлина за винную лицензию - 800 тыс. руб. Но крестьянско-фермерскому хозяйству, производящему вино из собственной продукции, она обойдется в 65 тыс. руб. Правда, фермерская лицензия накладывает ограничение по объему и разрешает лишь прямые розничные продажи. Да и ее получить непросто: стоимость пошлины многократно превышает затраты на соответствие лицензионным требованиям - подготовки помещения, установки счетчиков под ЕГАИС и т. д. Производит гаражник порядка нескольких десятков тысяч бутылок в год: даже все вместе напоить Россию качественным вином они не могут.

Рабочее утро понедельника у специалистов винодельческого предприятия начинается с дегустации
Рабочее утро понедельника у специалистов винодельческого предприятия начинается с дегустации

Потомственные против гаражных

Валерий Асланов, пожалуй, самый известный кубанский гаражник: его «Винное подворье старого грека» внесено во все туристические справочники. Винодельня его, впрочем, на гараж совершенно не похожа. Современное итальянское оборудование - такое же, как я потом увижу на крупных предприятиях.

Производит около 100 тыс. бутылок в год.

- Как истинный грек, отвечу, - Асланов кладет правую руку на сердце, - это пока не бизнес, а хобби. А там посмотрим, как впишемся в рынок.

На вопрос, когда начал заниматься виноделием, Асланов улыбается: «С рождения». Потомственный винодел, окончил вуз по специальности, прошел все участки производства. В этом году он первый из гаражников получил не фермерскую, а сразу «взрослую» лицензию. Вспоминая об этой непростой процедуре, Асланов морщится:

- Закон о лицензировании долго вынашивали - ждали, что родится мальчик, а родилась девочка… легкого поведения.

Проверявших его инспекторов называет асфальтовыми виноделами:

- У них, когда батарея в ноутбуке садится, все знания и заканчиваются. Почему меня контролируют люди, ничего в производстве вина не понимающие? И зачем болтаться на моем заводе для этого? Купи бутылку и проверь готовую продукцию.

Признав виноделов сельхозпроизводителями, государство предоставило льготы. Например, субсидию на посадку виноградников. Питомники есть только у крупных хозяйств, да и то лишь для себя. Остальные покупают саженцы за границей. От 1,5 евро за штуку.

- Мне саженец обошелся в 2 евро. На гектаре 5 тыс. саженцев. Плюс высадка, поддерживающие шпалеры - один га стал около 2 млн. руб. Из них по 300 тыс. руб. - госсубсидия. Всего у меня 36 га, - владелец «Виллы Виктория» в Семигорье Сергей Янов демонстрирует свои угодья на сахарном склоне. Он тоже профессиональный винодел-руководитель с многолетним стажем. Восемь лет назад создал свое хозяйство. Получил «взрослую» лицензию. Выпускает около 140 тыс. бутылок в год. Розничная цена вина от 800 руб. за бутылку. А бутылки из некоторых линеек выставляют в московских ресторанах до 5 тыс. руб.

К удивлению туристов, вместо традиционных бочек и ковшей они встречают современное итальянское оборудование с автоматикой
К удивлению туристов, вместо традиционных бочек и ковшей они встречают современное итальянское оборудование с автоматикой

- Летали «Аэрофлотом» рейсами от трех часов? Тогда мое вино вам должно быть известно - у меня контракт на поставки для экономкласса, - Янов облокачивается на упакованные на палеты и готовые к отправке в «Аэрофлот» коробки.

Тут я сразу вспомнил про недавний скандал с «Аэрофлотом»: российские виноделы обвинили государственную авиакомпанию в отсутствии патриотизма - закупках для бизнес-класса исключительно импортного вина. От имени «Аэрофлота» тогда ответил президент Российской ассоциации сомелье Алексей Сидоров:

- Как бы российское вино ни было в тренде, к сожалению, оно еще не того качества, чтобы сравнивать его с итальянскими или французскими... Отечественные производители либо делают много вина, но оно совсем низкого качества, либо делают очень хорошее, но его мало.

Кубанские виноделы на это только пожимают плечами - много-мало, но уж на объемы бизнес-класса бы хватило.

- Никто же не приглашает в тендеры. Надо объявить тендер, провести закрытую дегустацию, объявить объемы. И если никто не явится или по качеству все проиграют, тогда ответ будет очевиден, - прокомментировал мне генеральный директор ОАО «АПФ Фанагория» Петр Романишин.

Наклейку этикеток на самое дорогое вино ограниченных серий не доверяют автоматике
Наклейку этикеток на самое дорогое вино ограниченных серий не доверяют автоматике

Особый оттенок

- А это «Совиньон Блан» 2016 года - сейчас вы почувствуете пипи де ша, что в переводе с французского - «оттенки кошачьей мочи на листе смородины», - менеджер компании «Лефкадия» Валерия Василенко проводит дегустацию для группы туристов. Название оттенка звучит для обывателя не очень, а вот ценитель душу продаст за этот вкус.

«Лефкадия» - небольшая компания: около 250 тыс. бутылок в год с 80 га. Позиционируется в премиальном сегменте и выше: треть объема продается около 800 руб. за бутылку, а остальное - 1,8 - 2,5 тыс. руб. Неудивительно, что я не встретил этого вина в обычном алкомаркете: в Москве присутствует лишь в винных бутиках.

Вино это делает похожий на д’Артаньяна француз Патрик Леон. То есть непосредственно управлением производством занимаются российские сотрудники, например, главный винодел Сергей Иващенко. А Патрик Леон время от времени приезжает для консультаций. Таких специалистов называют летающими энологами: в сезон их приглашают практически все более-менее серьезные кубанские винодельческие предприятия. Даже те, где работают еще советские потомственные специалисты с 30-летним опытом. Причины понятны: новое российское виноделие в корне отличается от старого советского. Тогда основной ассортимент составляли полусладкие, крепленые вина, а с сухими работали мало. Да и сами сухие вина, вкусовые тренды давно изменились. Опять же новые виноградники, новые технологии их обработки, европейское оборудование виноделен - со всем этим нужно учиться работать.

Наиболее масштабно новые технологии представлены на крупнейших и старейших кубанских предприятиях, существующих с 1950-х годов: «Кубань-вино» и «Фанагория». Пожалуй, это единственные кубанские компании, чья продукция более-менее представлена в федеральном ретейле. Первое в прошлом году выпустило 57 млн. бутылок, второе - более 30 млн. У каждого широчайшая линейка: от простых столовых вин до самых изысканных, от 250 руб. до 2 тыс. руб. за бутылку.

Новые виноградники, выращиваемые с использованием импортной агрохимии, итальянское оборудование, французские и итальянские консультанты: наше вино в каждом сегменте ничем не хуже импортного. География влияет лишь на сами вкусовые оттенки, но не их богатство. На полке в магазине российское вино будет в два раза дешевле французского исключительно из-за разницы курсов валюты и таможенно-логистических расходов. Вот только пока такого отечественного вина в масштабах страны крайне мало. Нужен свой виноград. Крупнейшие плантации: у «Кубань-вино» 12,5 тыс. га (7 тыс. плодоносящих), у «Фанагории» плодоносящих около 4 тыс. га. Остальные хозяйства с десятками-сотнями га даже вместе много не добавляют. А в 1960-е годы в Краснодарском крае виноградники занимали около 70 тыс. га. Но даже нынешние площади не остатки былого, а результат развития: за последние десять лет выросли в 4 раза. Если темпы сохранятся, то еще через 15 лет россияне, как европейцы, имеют шансы пить до 90% собственного вина... Если государство будет с ними обходиться так же нежно, как они - с виноградной лозой.

Лекция о технологии производства воспринимается туристами как дань приличиям перед дегустацией
Лекция о технологии производства воспринимается туристами как дань приличиям перед дегустацией

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

(два интервью к тому же материалу, 2017 год)

«Привыкший к Гран Крю Бордо не перейдет на Красностоп»

Интервью с вице-президентом группы компаний Simple Анатолием Корнеевым.

- Какое вино сегодня предпочитает пить среднестатистический россиянин?

- Портрет среднестатистического потребителя вина в РФ существенно отличается от Европы. У нас это исключительно горожанин со средним достатком и выше. Вино для него не относится к продуктам первой необходимости и не стало частью рациона, как, например, для любого итальянца. Вино у нас потребляется чуть менее 8 л на душу в год. Всего это 1,1 млрд л в год. Для сравнения в европейских винопроизводящих странах подушное потребление превышает 30л в год. В Советском Союзе мы пили до 18 л. Есть, к чему стремиться. И это на фоне потребления только легальной водки на отметке 8-9 л. Эксперты утверждают, что объём серой водки, подпольной и самогоноварения тождественен легальной продукции. Пиво же колеблется в разные годы от 70 до 90л. Его доступность и долговременное засилие рекламы пугают. Мы страна пивного алкоголизма. Терявшая из-за проблем алкоголизации и суррогатных напитков до миллиона граждан в год. Именно поэтому важным изменением законодательной инициативы и разворотом в сторону потребления алкогольных напитков по так называемому южному типу (умеренное, ответственное потребление вина как части застолья) можно назвать национальную программу развития виноградарства до середины 2020-х годов. Но наш потребитель отличается уже и от Азии, где во многом культура вина ещё только в зародыше. Поэтому пропорция, которую замеряют маркетологи для индексации готовности рынка, зрелости его потребительских предпочтений, у нас в стране приблизительно равна между белыми и красными винами. А это говорит, что мы продвинутый рынок. Единственный фактор, который пока ещё нам не позволяет считать себя до конца винной страной, - объём сладких, полусладких и полусухих вин. Мы по-прежнему любим вина с сахаром.

- Какова доля российских вин в объеме потребления?

- 65-70 % всего потребляемого вина - отечественное. Остальное - импортное бутилированное. В рознице это не так очевидно, особенно в обеих столицах и регионах северной и восточной частей страны. Юг традиционно тяготеет к собственной продукции, где и потребляется львиная доля локального вина. При этом важно понимать, что у РФ с вхождением Крыма в её состав всего 88 тыс га собственных виноградников. Этого сегодня достаточно для производства исключительно половины потребляемого объёма. Нехватку сырья восполняет импортная продукция наливом. В планах правительства интенсивное развитие виноградарства. Климатически мы обеспечены потенциалов в 400 тыс га. Предстоит много осуществить, и эта работа уже начата. За российскими следуют вина Италии, Испании, Грузии и Франции. В кризис Франция значительно потеряла рынок.

- Что скажете о качестве отечественного вина?

- Оно на небывалом подъёме. Помог во многом кризис. По объективным причинам российское вино не может быть дешевым. Долгое время, оставаясь аналогичным в цене импортному, оно не имело шансов захватить рынок. Обрушение рубля сделало его, наконец, конкурентноспособным. Рост патриотических настроений привёл к всплеску интереса к нему. Ритейл, наконец, системно заинтересовался этой категорией. Параллельно незадолго до кризиса несколько компаний осуществили ряд серьёзных инвестиций в отрасль, и на момент взрывного всплеска интереса им было, что предложить. Нельзя забывать и фактор молодости. Отличные лозы, которые уже можно встретить, насчитывают у нас от 3 до 10 лет. Выход на новый качественный уровень впереди. Государство начало дотировать высадку новых виноградников, и это ощутимые дотации. Предприятий стабильного качества пока ещё не очень много на страну со 140-миллионым населением. Из абсолютных лидеров, осуществивших качественный прорыв на рынок при существенных количествах, можно привести в пример «Кубань-вино», крупнейшего землевладельца и производителя в стране, «Фанагорию», «Виллу Романов» на Тамани, «Дивноморское» в Геленджике, «Раевское» и «Бюрнье» в Анапской долине между Анапой и Новороссийском, «Альму Велли» в Крыму, Павла Швеца из Севастополя. Не забудем Ведерникова в Ростовской области. Лидерами в производстве игристого, к которому традиционно тяготеет российский потребитель, стали Абрау Дюрсо, главный исторический бренд России ещё со времён Голицына и государя императора, на Кубани. В Крыму это - севастопольская Золотая Балка и Балаклава. Качественных достойных и честных производителей в России ещё с добрых два десятка. И это только начало.

- Сколько стоят в рознице качественные иностранные и российские вина одного качества?

- Для российского вина этот порог может начинаться от 350 руб. на полке. Только внимание: речь о регулярных ценах, а не стоимости продукции в момент промо. На красных или желтых ценниках может падать и до 250 руб. Импортная продукция скорее начинается от 400 руб. В таком вине можно уже обнаруживать самое ценное отличие качества - сортовые и региональные особенности.

- По вашим оценкам россияне массово будут пить хорошее кубанское, крымское вино или по мере восстановления после кризиса вернутся к импортному?

- Пропорция между отечественным и импортным вином, к счастью, не изменится никогда. Если не случится катаклизмов. Она может колебаться между 60-70% в пользу российского. Потребителю нужно иметь выбор. Кто любит Кьянти, не пьёт Напу. А кто привык к Гран Крю Бордо и может себе это позволить, не настолько патриотичен, чтобы завтра перейти полностью на Красностоп, только из-за того, что вокруг твердят про импортозамещение. Но будущие стабильно качественные и эволюционирующие со знаком плюс российские вина ещё впереди. Поэтому и наша компания ищет земли, чтобы инвестировать в российское вино. Мы не просто верим, мы знаем.

«Между вином за 1 тыс. и 10 тыс. руб. - только раздутое самомнение винодела»

Интервью с генеральным директором ОАО «АПФ Фанагория» Петром Романишиным.

- Сколько вина вы сегодня производите?

- В прошлом году мы произвели более 30 млн бутылок. Но мы стремимся расти не в количестве, а чтобы удельный вес премиальных вин в нашем портфеле, который уже более 60% приближался к 100%.

- Получается, вы собираетесь стать исключительно премиальным брендом, как Mercedes на автомобильном рынке и выпускать только дорогое вино?

- Приблизительно так. Дорогое вино – условный критерий, в зависимости от социального уровня и доходов. В нашем понимании премиальное качественное вино с понятной родословной на полке стоит от 280 руб. как это ни покажется странно для московского и петербургского менталитета. Это те вина, которые сделаны правильно, по технологии, соответствуют сорту, но предназначены, чтоб получить от них удовольствие в течении 1-1,5 лет после сбора урожая.

- Если сейчас снова завезти в Россию дешевую шмурдянку из Грузии и Молдавии, которое некогда запретили к ввозу, россияне снова будут готовы её пить?

- Винная грамотность, если брать в национальном масштабе, соответствует взрослению человека. В 5 лет одни приоритеты и выводы, в 15 лет другие, в 35 третьи. Тоже самое происходит и с винной грамотностью. Тенденция на понимание вин есть. Правда, не такая в динамике, как нам бы хотелось. Растет интерес к качественным винам. И происходит слом стереотипов, что наши терруары (географические условия – прим. «КП»), наши виноделы не способны создать достойных вин. И в кругах сомелье, рестораторов, винных критиков этот Рубикон уже пройден.

- Какую долю российского вина на прилавках магазинов можно считать качественным?

- По субъективным ощущениям - половина.

- Среднестатистический трудящийся после работы покупает банку пива. Больше стало людей, покупающих к ужину бутылку вина?

- Надо учитывать совокупный фактор из интеллекта и уровня доходов. Если они совпадают, если человек дружит с интеллектом и зарплата у него больше 40 тыс. руб., то значимо повышается интерес к вину. При отсутствии одного из этих факторов, запрос на вино гораздо ниже.

- В Европе предпочитают своё вино или, как в России всё французское?

- Они любят свои вина. Невозможно представить, чтоб на дипломатическом приеме Чили, Франции или Италии подавали российское или уругвайское вино. А у нас… Это наша культура. Это не наш поддельный ура-патриотизм, а реальный. Вот те же авиакомпаии…

- Недавно был скандал с Аэрофлотом, закупающим для бизнес-класса импортное вино. Прозвучало объяснение, что российские виноделы не справятся с объемами.

- А что они могут ответить? “Да, извините, мы ошиблись мы снобы или мы сидим на откатах” ? Им же надо что-то ответить удобоваримое. Но никто не приглашает в тендеры. Надо объявить тендер, провести закрытую дегустацию, объявить объемы. И если никто не явится на этот тендер, или по качеству все проиграют, тогда ответ будет очевиден.

- Чисто внешне кажется, что площади виноградников в Краснодарском крае растут. Это так?

- В последние годы такая тенденция есть. Но если смотреть на последние 25 лет, то площади, практически, не изменились – просто идет замещение старых виноградников. В советские времена в крае было в два раза больше виноградников. Качественные вина могут быть доступными, но не дешевыми. Будут у людей деньги – будет развиваться это направление виноградарства и виноделия.

- Так какая же минимальная цена «честного» вина?

- Основа продаж, в Европе, Северной Америке, - вино по €3-5 на полке. В рамках российского виноделия есть разница между вином за 200 руб. и 300 руб. Большая разница между вином за 300 руб. и за 500 руб. Еще может быть разница между 500 руб. и 1 тыс. руб. А уже между 1 тыс. руб. и 10 тыс. руб., условно, может быть только раздутое самомнение винодела. И если есть запрос у определенной части общества на утилизацию их излишних доходов, то вот тут они находят друг друга. Тот, кто раздувает цены, и тот, кто готов заплатить дороже, чтоб себя же уважать: “о, я покупаю вино за 15 тыс. руб.!”

- При гипотетическом отказе от импорта, российские виноделы смогут закрыть спрос на вино?

- На сегодняшний день - нет. Но если следовать политике, принятой во всех странах, когда 90% обеспечивается своим вином, а 10% привозить из тех сортов, которых нет или других стилей, то в течении 10-15 лет можно будет приблизиться. Мы отдали 200 тыс. рабочих мест со средней зарплатой €1,5 тыс. европейцам, чтоб создать нам вина. Наш рынок 1,5 млрд бутылок, из которых 1 млрд завозится или наливом, или бутилировано. Это и производство бутылки, этикетки, ящик, логистика.

- Основные проблемы, тормозящие развитие, необходимая помощь государства?

- 15 лет говорим об одном и том же, а в декабре прошлого года в одну ночь получили 100% повышение акциза на натуральное вино. Оставьте нас в покое: не помогайте, но и не мешайте такими сюрпризами. Такой рост вымывает оборотку – его невозможно переложить на покупателя. Большая часть великих наций имеют свои великие вина. Последние годы в руководстве страны такое понимание появляется. И наши дипмиссии сейчас разворачиваются в нашу сторону. И президентские, премьерские приемы, на которых надо искоренять как класс иностранные вина потому, что у нас есть свои.

- Ваши вина сейчас предлагаются на президентских приемах?

- У меня нет достоверной информации.

(мой материал, опубликован в KP.ru)

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Читать ещё: Почему туристам стыдно в Ростове Великом

#вино #краснодарский край #анапа #фанагория #кубань вино #шампанское

#коньяк #алкоголь #виноградники #российское вино