Найти тему
НУАР-NOIR

Первый прото-слэшер, помноженный на символизм

-2

Фильм 1946 года «Винтовая лестница» мы упоминали накануне в одной из публикаций, указывая как на пример одного из первых прото-слэшеров (то есть разновидности триллеров, в коей действует психопатический маньяк), который был ярким проявлением нуара, хотя и нёс в себе частицы будущих мрачных поджанров (от джалло до собственно слэшера).

То есть «Винтовая лестница» важна для теории жанров в целом, а также интересна для просмотра как фильм сам по себе. Тем более что его создателем бы Роберт Сьодмак – режиссер, по праву считающийся не только классиком, но и одним из создателей нуара как такового.

Впрочем, действие фильма происходит не в большом городе образца 30-40-ых годов, а в американской глубинке начала ХХ века. Где именно и когда, версии рознятся. Кто-то указывает на Новую Англию образца 1906 года, кто-то - на Вермонт в 1916 году. Хотя эти территории соседствуют друг с другом.

Именно здесь завелся серийный убийца, наводящий ужас на округу. Его жертвами становятся девушки, как сейчас принято говорить, «с ограниченными возможностями». Хромая официанта, барышня со шрамом и т.д. Поскольку главной героиней ленты является горничная Хелена, то она становится одной из потенциальных жертв, ибо лишена возможности говорить.

Она немая не от рождения, это своего рода следствие психологической травмы, некогда вызванной страшным пожаром. И здесь мы выходим на проблему анти-эстетики, которая позже стала центральным понятием в итальянском джалло. Убийца как бы полагает, что через свои злодеяния делает мир «красивее».

Немота подана как особое состояние, что подчеркивается начальным эпизодом, в котором явлен показ немого кино. Мелькнувшая в кадре афиша привела некоторых критиков к ошибочному выводу, что это лента «Поцелуй» одного из пионеров кинематографа Уильяма Хейза, хотя это точно не она.

Впрочем, это не слишком важно. Так как немота передана ещё рядом сильных сюжетных поворотов. Например, она вторгается в фантазии девушки, когда та мечтает о свадьбе. В определенный момент Хелена понимает, что не сможет сказать своему избранника: «Да»

Или именно безмолвие главной героини объяснят, почему она не может позвонить по телефону. Позже во многих слэшерах это превратилось с стандартную сюжетную предпосылку, мол, «здесь» не ловит сотовая связь. Изначальная версия была более фатальной и символичной.

Опять же использован чеховский принцип «ружья в первом акте». Пожилая дама, которой принадлежит большой и мрачный особняк, не просто так говорит, что некогда покойный супруг ценил её не за красоту, а за способность метко стрелять. Ближе к финалу это небольшое замечание приобретет особый смысл.

Кадр из фильма «Винтовая лестница» (1946)
Кадр из фильма «Винтовая лестница» (1946)

Опять же вынесенная в название фильма «винтовая лестница», ведущая в подвал имения, подана как символ. Она как бы передает суть меняющихся подозрений относительно того, кто является серийным убийцей. Сразу же отметим, что появляющиеся в кадре глаза преступника не принадлежат ни одному из актеров, так как это глаза самого Сьодмака. Такой уловкой он хотел лишить зрителя возможности «вычислить», кто же в итоге был сумрачным злодеем.