Найти тему

Как научить при алалии или аутизме говорить о себе "Я" и откликаться на имя? Предлагаю сделать 5 шагов для решения проблемы

Оглавление

Когда по возрастным нормам малыш начинает называть себя по имени и говорить о себе "Я"? Имя чаще всего появляется примерно в 1г. 10 мес., но не стоит беспокоиться, если с этим не будет получаться до 2л. 7мес. Слово "Я" ждем чуть позже: от 2 лет до 2л. 11мес.

Не дождались. Куда бежать и что делать? Ведь и правда, такое может быть при алалии, а при аутизме отсутствие "Я" вообще один из диагностических признаков.

Ох, какой непростой вопрос! Если объяснять все моменты, почему это не произошло вовремя, нужно углубиться в диагностику.

Установление диагноза дело долгое. Ждать не будем. Работать можно и нужно начинать сразу, как говорится, по симптомам, а определение состояния подтянется со временем (или нет, бывает и такое).

Имя не говорит? Нет "Я"? Вот этими вопросами и займёмся.

Без теории, только практика!

Предлагаю в одном ролике с Димой всю последовательную работу по формированию первых фраз, в том числе и заветное "Я Дима". У Димы моторная алалия, начали онлайн занятия в 4г.2м. Мама работала на материалах канала по программе для моторной алалии, представленной в подборках "Планирование", "Путь Вовы к речи", "Путь Лаврика" и "Бери и занимайся". На момент называния себя по имени, Диме исполнилось 4,5 года. Все шаги мама провела грамотно и без излишнего давления на ребёнка, не вызвав у него негативной реакции на занятия. Это моя принципиальная позиция: торопиться нужно не спеша! Ребёнок дал резко отрицательную реакцию на наши действия, прекратите их! Придумайте обходной путь, это будет быстрее, чем стучаться в "закрытую дверь".

Путь к слову "Я", кратко и конкретно.

Чего не стоит делать, чтобы добиться "Я"

  • не стоит непрерывно надоедать ребенку с просьбами сказать "как его зовут?"
  • не стоит многоречиво объяснять ему суть вопроса с примерами на родственниках
  • не стоит выстаивать перед зеркалом, показывая на отражения и взывая "Я-мама, ты-Петя (например)"

Далее опишу и покажу на примере занятий с Вовой каждый отдельный шаг к слову "Я"

Что нужно делать, чтобы появилось "Я"

ПЕРВОЕ

Осознать, что без включения понятийного блока и появления предметного словаря ничего не получится.

Имя тоже предмет, который надо связать с определенным набором звуков. По онтогенезу сначала появляются называния предметов (реальных и на картинках). Лишь потом идет называние себя по имени. Первым в жизнь ребенка входит вопрос "Что это?", а потом "Кто это?"

Значит над чем работаем? Правильно: над предметным словарем и словами "ДА" и "НЕТ"

Малыш на видео только в начале пути. Это Вова. В тот момент ему было 2г. 4мес. И мы начали связывать звуки речи с конкретными предметами.

ВТОРОЕ

Посмотрим, что еще по речевым нормам появляется перед именем?

Короткая Фраза. Это важное и необходимое условие. Вспомним один из признаков фразы - ее глагольность, пусть даже скрытая. Ведь за простым "Я - Петя" в программе, выстроенной в речевой зоне, значится "Я ЕСТЬ ПЕТЯ". Некий англоязычный вариант, зато понятно!

Работаем над становлением фразы, накапливаем минимальный глагольный словарь.

ТРЕТЬЕ

По онтогенезу вот-вот должно появиться в речи ребенка слово "Я".

Активно к этому готовимся. Фразы по максимуму отрабатываем с местоимением "Я". На канале большое количество видео с такими играми. Пока не пытаемся объяснить ребенку личностный смысл этого слова.

Отрабатываем местоимение через игрушки животных и кукол: Я Собака. Я Киса. Я Миша. Я Заяц. Я Петух. В конце статьи прикрепила демонстрацию занятия с моей помощницей. Она разыгрывает диалог-знакомство.

Листайте галерею.

ЧЕТВЕРТОЕ

Этот шаг будет небольшим отступлением от возрастных норм.

Чуть раньше положенного по онтогенезу начнем учить ребенка различать "Я" и "Мы". Хотя у некоторых детей "Мы" появляется даже перед "Я". Ведь к этому моменту ребенку уже доступно понимание множественного числа. Воспользуемся этим. Даже без понимания сути местоимений, малыш способен соотнести один предмет с "Я", а два или несколько с "Мы".

Задания с этими местоимениями также можно посмотреть в рубрике "Первые фразы".

Мне очень везет с учеником: удается снять на видео его прорывы в речи. Вот и в этом ролике вы слышите ПЕРВУЮ фразу Мальчика! Ему уже 2г.6мес.

ПЯТОЕ

Осталось сделать буквально один шаг до осознания своего "Я" и называния имени.

Надо дать ребенку понимание и первые речевые обозначения пространственных отношений. Для этого вводим хотя бы один-два предлога. Например, "На", "Под", "В".

Игры можно посмотреть в рубрике "Грамматика".

Задания на предлоги у Вовы пошли просто на "Ура!"

Мы подвели ребенка к называнию своего имени и к возможности связать его со словом "Я".

Только теперь мы можем надеяться получить ответ на свой четкий, короткий вопрос: "Ты кто?". Никаких "Как твоё имя? Как тебя зовут?" на первых порах. Это все будет позже. А сейчас необходим минимум слов!

Так как практически все занятия с Вовой мы снимали, то на видео попал замечательный момент, когда мальчик назвал себя по имени! Ему здесь 2г.7мес., а ведь это в границах возрастной нормы! Хочу заметить, эти 4 месяца с начала занятий мы не задавали ему вопрос "Как тебя зовут?". Не создавали напряжённость своей настойчивостью. Я периодически в играх провоцировала его на ответ в диалогах с игрушками. Вопрос "Ты кто?" мальчику задавали игрушки. Реакции не было. Мы работали дальше, делали следующий шаг. И вот настал нужный момент, я спросила, он ответил "Я Вова". Путь к этой фразе занял чуть более 4-х месяцев от начала занятий. Это стандартное время для ребёнка с моторной алалией.

У Вовы на канале есть отдельная подборка "Путь Вовы к речи", там можно посмотреть схемы его занятий и комплекты тех дидактических пособий, по которым он учился.

Резюме

Чтобы ребенок назвал свое имя, он должен осознать его предметность. Еще малышу нужно понять, что имя относится именно к нему самому. Для этого мы помогаем ребенку отделить единственного себя (Я) от тех, кто рядом с ним (Мы). Позволяем осознать, что его "Я", так же как и остальные предметы, имеет свое место в пространстве.

Для героев видео на этот путь ушло 4-5 месяцев занятий. Потребовалось сделать всего ПЯТЬ шагов! Поверьте, это немного.

Я не претендую на абсолютное совершенство этого пути. Так обычно двигаются мои ученики с серьёзными речевыми проблемами. Возможно у вас получится быстрее.

Понять по устному описанию все моменты игры нелегко, поэтому рекомендую посмотреть обучающее видео, где моя помощница разыграла для вас диалог знакомства.

Успехов всем в развитии речи!

#логопед нуриева #имя #слово Я #алалия #аутизм у детей #как научить ребенка