Найти тему
Герои Истории

Легендарный полёт Михаила Девятаева

Исполнилось 105 лет со дня рождения Михаила Петровича Девятаева – Героя Советского Союза, лётчика-истребителя, чей легендарный побег на угнанном бомбардировщике из немецкого концлагеря стал сюжетом для нескольких книг, многих статей, более десяти документальных картин и одного художественного фильма («Девятаев», 2021).

Родился будущий лётчик 8 июля 1917 года в селе Торбеево Спасского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье, в которой был 13-м ребёнком. По национальности мокшанин. Его отец умер, когда Михаилу было 2 года, и матери приходилось в одиночку кормить и воспитывать 14 детей. В возрасте шестнадцати лет Девятаев чуть было не попал под статью за кражу колосков с колхозного поля, и был вынужден бежать в Казань. В этом городе Михаил, за плечами которого была семилетняя школа, пытался поступить учиться на авиатора, но, не имея нужных документов, был вынужден поступить в речной техникум. Занимался в аэроклубе. После учебы устроился на работу помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году был призван на срочную службу в РККА. В 1940-м окончил лётное училище в Оренбурге с присвоением квалификации лётчика-истребителя.

Михаил Девятаев, курсант Оренбургского авиационного училища, 1939 год. Фото из свободных источников
Михаил Девятаев, курсант Оренбургского авиационного училища, 1939 год. Фото из свободных источников

Боевой путь начал с первого дня войны. 24 июня 1941 года открыл счёт сбитым самолетам врага, уничтожив под Минском немецкий пикирующий бомбардировщик. Всего за годы Великой Отечественной годы войны по подсчетом самого Девятаева сбил 18-19 самолетов противника, из которых засчитано было 9.

23 сентября 1941 года состоялся бой самолета Як-1 Михаила Девятаева, в котором он сбил немецкий истребитель, но и сам получил ранение в ногу. Врачебная комиссия определила летчика в санитарную авиацию. Только в мае 1944 года после встречи с А.И. Покрышкиным Девятаев смог вернуться в истребительный полк.

13 июля 1944 года в районе Львова командир звена советских истребителей гвардии старший лейтенант Девятаев сбил Фокке-Вульф-190, но и был подбит сам. Покидая горящую «Аэрокобру», лётчик ударился о стабилизатор самолёта, приземлился в бессознательном состоянии и попал в немецкий плен.

Совершил первую неудачную попытку побега из плена вместе с группой советских военнопленных в августе 1944 года. После этого был отправлен в лагерь смерти Заксенхаузен. С помощью парикмахера-военнопленного Девятаеву удалось подменить нашивку с номером на робе и избежать гибели. Был отправлен под чужим именем в концлагерь на острове Узедом, на котором находился немецкий секретный ракетный центр Пенемюнде, где разрабатывались ракеты «Фау-1» и «Фау-2».

Старт ракеты Фау-2. Источник изображения wikimedia.commons
Старт ракеты Фау-2. Источник изображения wikimedia.commons

Девятаев замыслил побег на одном из самолетов с аэродрома в Пенемюнде. Среди заключенных, занятых на вспомогательных работах в центре ему удалось найти девятерых единомышленников. Побег состоялся 8 февраля 1945 года: группа советских военнопленных убила охранника и захватила бомбардировщик Heinkel He 111. Со второй попытки самолёт удалось поднять в воздух.

Счастливо избежав зенитного огня и уйдя от немецкого истребителя, который был послан в погоню, самолёт, пилотируемый Михаилом Девятаевым пролетел 300 километров и пересек линию фронта. «Хейнкель» был поврежден советским зенитным огнём, и совершил вынужденную посадку на брюхе, приземлившись на занятой Красной Армией территории.

Самолёт-бомбардировщик Heinkel He 111k. На таком самолете совершил побег Михаил девятаев и его товарищи. Источник изображения wikimedia.commons
Самолёт-бомбардировщик Heinkel He 111k. На таком самолете совершил побег Михаил девятаев и его товарищи. Источник изображения wikimedia.commons

Сведения, переданные Девятаевым и его товарищами о Пенемюнде оказались достоверными, через пять дней секретный немецкий центр подвергся бомбардировке советской авиацией. К тому же оказалось, что угнанный «Хейнкель» принадлежал начальнику центра Пенемюнде и на нём находился пульт управления первыми в мире баллистическими ракетами «Фау-2». Эта аппаратура попала в руки советскому конструктору Сергею Королёву.

После проверок обстоятельств пленения в фильтрационном лагере НКВД, семь из десятерых бывших военнопленных, участвовавших в побеге, отправились на фронт сражаться в рядах Красной армии. К маю 1945 года в живых остались четверо из десятерых беглецов, остальные погибли в боях за освобождение Европы.

Михаил Девятаев более не участвовал в боевых действиях, дожидаясь окончания проверок и подтверждения своего воинского звания. Осенью 1945 года он был откомандирован в Пенемюнде, где как очевидец поделился с Королёвым своими знаниями о работе полигона, на котором создавалось гитлеровское «оружие возмездия».

М.П. Девятаев, конец 1950-х годов. Фото из свободных источников
М.П. Девятаев, конец 1950-х годов. Фото из свободных источников

Пройдя по линии НКВД многочисленные проверки как бывший военнопленный, в ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас и вернулся в Казань. Устроился на работу по своей гражданской специальности в речное пароходство. С середины 1950-х работал на должностях капитана баркаса, а затем капитана теплохода. В 1959 году Девятаеву было поручено испытывать судно на воздушных крыльях под названиям «Ракета».

Памятный знак «Побег из ада», Нижний Новгород.  Источник изображения wikimedia.commons
Памятный знак «Побег из ада», Нижний Новгород. Источник изображения wikimedia.commons

После начала «хрущевской оттепели» о подвиге Девятаева вспомнили, о нём стали писать газеты, а также приглашать на различные мероприятия. Через двенадцать лет после конца войны, в августе 1957 года Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Ходатайствовал об этом награждении С.П. Королёв.

До конца своей жизни Михаил Петрович прожил в Казани. Написал две книги, участвовал в деятельности ветеранских и патриотических организаций. Летом 2002 года легендарный лётчик участвовал в съемках документального фильма на аэродроме в Пенемюнде, где встретился с ветераном люфтваффе, бывшим немецким пилотом, который был за штурвалом истребителя, так и не догнавшего дерзко угнанный «Хейнкель» в феврале далекого 45-го...

Рекомендую к прочтению:

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!

#девятаев #великаяотечественнаявойна #авиация #cccp #лётчики #советскиелётчики