Найти в Дзене
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

Передвижники - великие злодеи или русские герои?

Оглавление
«Русская культура девятнадцатого века — это третье чудо света после античности и Ренессанса»
© М.А. Савицкий.

Глава 1. "Предвестники"

Перенесемся в недалекое прошлое нашего государства. Середина 19 века - Российская империя терпит поражение в Крымской войне от союзных войск, что имеет довольно неприятные последствия. Запрет на флот в Черном море, печальное состояние армии и финансовой системы. Все эти проблемы лягут на плечи уже нового императора Александра II (пожалуй, одного из лучших за всю историю России). Черная полоса рано или поздно сменится белой - приходит время значительных реформ. Судебная, земская, военная, ну и самая известная - отмена крепостного права.

Все это прекрасно, но для чего нам вся эта информация, если мы собрались здесь ради искусства? А все дело в том, что настоящее искусство всегда идет в ногу с тем временем, в котором существует. В этой сфере также требовались перемены.

Франц Рубо - фрагмент панорамы «Оборона Севастополя»
Франц Рубо - фрагмент панорамы «Оборона Севастополя»

Глава 2. "Бунт 14"

1863 год, место действия - Императорская Академия искусств (главное место русского искусства). Время главного конкурса для художников за Большую золотую медаль и поездку за границу. Участники этого конкурса, во главе с Крамским, подают прошение о смене заданной темы на свободную. А что, собственно, не устраивало в теме от Академии? Очень простая вещь - эта тема лет как 300 уже была неактуальна (мифологический сюжет «Пир бога Одина в Валгалле»). Молодым художникам хотелось писать картины о том, что происходит здесь и сейчас. Консервативно настроенная Академия думала иначе. В итоге все участники конкурса (кроме одного "Иуды"), в качестве протеста, вышли из Академии. Это действие приобрело название "Бунт четырнадцати" (подробнее про бунт здесь).

В.Д. Поленов - «Заросший пруд»
В.Д. Поленов - «Заросший пруд»

Глава 3. "Что было дальше?"

Участники бунта создают Санкт-Петербургскую Артель художников. Это будет сообщество, которое станет антагонистом Академии. Здесь молодые художники не будут ни от кого зависеть (работают сами на себя). А артель уже станет непосредственным фундаментом для создания Товарищества передвижных выставок. Оно появится в 1870 году и просуществует полвека.

Что это вообще было такое и для чего оно было нужно? Товарищество передвижных выставок - организация, объединяющая большое количество художников (молодых и не очень, известных и не очень). Главная цель у них была - доступность творчества для простых людей.

Устав передвижников гласил следующее:

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений» 
Г.Г. Мясоедов - «Земство обедает»
Г.Г. Мясоедов - «Земство обедает»

Глава 4. "Первая выставка"

Первая выставка передвижников состоялась 29 ноября 1871 года, как ни парадоксально, в здании Академии искусств (за прошедшие годы руководители Академии стали посговорчивее). После северной столицы выставка отправилась в Москву, Киев и Харьков. Самыми популярным картинами стали «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Николаевича Ге. 

А.К. Саврасов - «Грачи прилетели»
А.К. Саврасов - «Грачи прилетели»
Н.Н. Ге - «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Н.Н. Ге - «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Глава 5. "Чем все закончилось?"

За полвека существования в составе передвижников побывало большое количество художников. Саврасов и Суриков, Репин и Крамской, Куинджи и Васнецов, Перов и Левитан. Да почти любой художник, которого вы знаете, в тот или иной период времени был передвижником (исключение, разве что Верещагин). За все время было проведено 47 передвижных выставок. Реалистичное изображение природы и жизни простого народа - вот почему это было популярно и просуществовало столько времени.

Товарищество передвижных выставок распалось к 1923 году - это было неизбежно, ведь время никого не щадит. Появились новые движения в живописи - абстракционизм, кубизм, садизм по отношению к глазам зрителя, а передвижничество просто утратило актуальность. Его время закончилось...

А.И. Куинджи - «Днепр утром»
А.И. Куинджи - «Днепр утром»
  • Понравилась статья - подпишитесь на канал и поставьте лайк! (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!) Вам совсем несложно, а другие люди смогут увидеть интересную информацию! Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
  • Всем мир!