Контекст — это скульптурный объект-символ для бонсай, раскрывающий его легенду. Как правило, при формировании дерева, мастер осознанно либо интуитивно закладывает в него некую историю. Например: дерево, согнутое ветром (фукинагаси) или дерево, растущее на крутом обрыве (кенгай) и т. п. Контекст олицетворяет те силы, которые влияют на формирование формы дерева в естественной среде, в некоторых случаях отсылают к тому типу местности, где это дерево могло произрастать в дикой природе. Контекст помогает раскрыть личную легенду дерева, заложенную мастером, а также, философскую составляющую композиции.
От китайского пенджинг (ландшафта в миниатюре) контекст отличается тем, что не повторяет форму какой либо местности и при его создании не применяются архитектурные модели. Тем самым, контекст позволяет уйти от масштаба: контекстная композиция бонсай не говорит нам ни о размерах дерева, ни о точной географической точке произрастания. Контекст работает исключительно на раскрытие образа.
Привычная подача бонсай в плошке является, по сути, изъятием дерева из среды и помещением его в «раму для картины». Особенность контекста в том, что при его использовании «рамки» становятся не нужны. Кроме того, контекст, благодаря гармонизированной с деревом асимметричности, обыгрывает не только «лицевую» часть дерева, но и другие стороны, нередко превращая в «лицо» все ракурсы композиции.
Самое интересное то, что контекстом можно выявить легенду для дерева, которая ранее была совершенно не очевидна и даже как бы отсутствовала. Например, мастер, формируя бонсай, не акцентировал внимание на создании некой «истории». А при пересадке в контекст, пластически гармонирующий с растением, легенда нередко появляется сама по себе.
С философской точки зрения, контекст — элемент, помогающий созерцать бонсай не просто как отдельно взятое дерево, а как малое отражение мира, где все взаимосвязано и одно является взаимно проницаемой частью другого. Благодаря контексту, работа мастера бонсай может выходить далеко за пределы установленных рамок жанра и становиться отдельным, самостоятельным произведением современного искусства.