Воронежская певица и народная артистка РФ – о силе музыки, гастрольной жизни, отношениях со студентами и семейных ценностях
В недавнем выпуске программы «Привет, Андрей!» ученица великой Марии Мордасовой, ведущая солистка прославленного хора им. Массалитинова и ансамбля «Русская гармонь» Екатерина Молодцова своим проникновенным пением довела до слёз всех гостей студии, включая самого Андрея Малахова. Затем погрузила участников ток-шоу в атмосферу искромётного веселья, исполнив задорные частушки. Сегодня Екатерина Михайловна заведует отделением сольного народного пения в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей. Как родилась любовь к русской песне, почему быть артисткой в её семье считалось позором и чему стоит поучиться у молодых, народная артистка РФ Екатерина Молодцова рассказала в интервью «TV Губернии».
«Пела дома, в школе, на улице»
– Екатерина Михайловна, откуда пришла любовь к песне?
– Из семьи. Я родилась на хуторе в Новоаннинском районе Волгоградской области. И отец любил песню, и мама хорошо пела, и сёстры мои. Вот только времени для этого было мало. Большая семья – 13 человек. Старшие работали, младшие учились – ходили в школу за 8 километров от дома. Папа с мамой весь день проводили на овощных плантациях, они были агрономами. Лишь я, как самая младшая, пела кругом – дома, в школе, на улице.
– Родители были готовы к тому, что вы пойдёте в артистки?
– О чём вы говорите? Это считалось позором. Мама – из семьи священника, родилась в селе Бахтияровка в нашем родовом имении, в котором жили дедушка и прадедушка – булгарские татары. Семья попала под репрессии. Маму, как дочь врага народа, держали в лагере и должны были отправить на Соловки. Но её спас односельчанин – помог сбежать. А дальше судьба такая: по дороге она встретила моего будущего отца. Их расписал в храме знакомый священник. Всю жизнь мама и папа были большими тружениками. И нас, своих детей, готовили к работе на земле.
– А как вы стали певицей?
– Окончив 8 классов, уехала в город Михайловку. Устроилась работать в клуб, несмотря на то, что у меня ещё не было паспорта. Спустя 8 месяцев, весной 1966 года, туда на гастроли приехал Воронежский русский народный хор им. Массалитинова. Мне посоветовали сходить на прослушивание. Его проводила сама Мария Мордасова. Это было в мае. А уже в июне пришёл вызов из Воронежа, подписанный художественным руководителем хора, народным артистом России Фёдором Масловым. К тому моменту отца уже не было в живых. Мама не хотела меня отпускать, убеждала, что я обрекаю себя на сложный жизненный путь. Но потом сдалась. Правда, обижалась, что не пою песен на татарском языке. Они прекрасны, но моё сердце на всегда отдано русской песне – я люблю её, чувствую, ею дышу. «Наш хор гремел на весь Советский Союз».
– Получается, что вас приняли в коллектив даже без специального музыкального образования?
– В музыкальное училище я поступила в 1971 году. К тому моменту уже была солисткой хора, имела запевы, что считалось показателем высокого уровня мастерства. Училась заочно, потому что 8,5 месяца в году коллектив находился на гастролях. Помню первую поездку. Ехали в 2 купейных вагонах, которые прицепляли к разным поездам. В гастрольных городах вагоны загоняли в депо, и мы там жили. С утра шли в местный Дворец культуры репетировать. Вечером выступали. Одновременно готовили новую программу: разучивали партии, ставили танцевальные номера. Руководство строго следило за дисциплиной. Никуда нельзя отлучаться, ни в коем случае не поправляться, а то в костюмы не влезем. А нам, 16–17-летним девчонкам, всё время хотелось есть. Суточные выделялись небольшие – что на них купишь? Зальём кипятком в литровой кружке кисель из брикета и вместе с батоном уминаем. От такого рациона мордашки у нас были толстенькие.
– А на личную жизнь время оставалось?
– Что такое встречаться с ребятами, дружить, ходить на танцы, мы не знали. Но ни на что не сетовали. Ни о каких деньгах не мечтали. Зато из первой же поездки привезли подготовленный во время гастролей масштабный номер, который вошёл в золотой фонд хора. В нём прозвучали такие композиции, как «Со вечора, с полуночи», «Калинка» и многие другие. – Публика тепло принимала коллектив? – Не то слово! Залы были битком забиты. Народ стоял кольцом вокруг дворцов культуры, милиция делала коридор, через который мы после концертов бежали к автобусам. Нас берегли, ведь в коллектив отбирали лучших из лучших. А хор, которым руководил Заслуженный деятель искусств Андрей Мистюков, гремел на весь Советский Союз. Представлял нашу страну за рубежом. Мы поддерживали дружбу со всеми известными коллективами, включая Сибирский народный хор, Рязанский народный хор им. Попова, Кубанский казачий хор, академический народный хор Украины им. Верёвки, Государственный академический ансамбль народного танца Молдавии «Жок».
– А после того как распался Советский Союз, дружбу сохранили?
– Мы всё равно общались. С сожалением и болью говорили о разрушенных связях. Но злости или обиды никогда не было. Среди артистов, спортсменов, как правило, нет вражды. Есть профессиональная конкуренция, а это совсем другое.
«Мы со студентами как одна семья»
– К слову, о профессионалах. Сколько вам как педагогу удалось вырастить достойных исполнителей народной песни?
– Более 50 человек. 9 из них работают в Воронежском русском народном хоре им. Массалитинова, 7 человек – в ансамбле «Воронежские девчата». Работают мои воспитанники и в Государственном академическом хоре им. Пятницкого, в Белгородской и Воронежской филармониях. Ольга Чиркова – моя первая выпускница – имеет звание Заслуженной артистки Воронежской области. О Дмитрии Беседине–он пел в Кубанском хоре, а теперь–в Академическом ансамбле песни и пляски Российской армии им. Александрова,–снимают фильмы, пишут книги.
– Нынешнее поколение студентов также любит народную музыку?
– Народной песней проникаешься, если ощущаешь её как часть своей личности. В таком возрасте, а учиться приходят ребята 14–15 лет, это непросто. Только идёт становление человека. У каждого свои вокальные данные, свой характер и музыкальный багаж. Я пытаюсь создать для них особую атмосферу. В нашем колледже это удаётся – мы с ребятами как одна семья. Молюсь, чтобы у молодых хватило сил для учёбы, чтобы их не постигло разочарование. И сама многому у них учусь…
– Чему, например?
– Тому, из чего состоит их молодой мир. Пытаюсь смотреть на многие вещи их глазами. А сама так тихонечко, не торопясь, перетягиваю ребят на свою сторону. Веду к мысли, что не всё даётся быстро и без труда. Надо постоянно заниматься вокалом, сольфеджио, учиться дирижировать – быть многогранными. И, конечно, знать, о чём поёшь.
«Для меня семья – великая ценность»
– Как вы попали на программу к Малахову?
– Сижу на работе. Звонок: «Это из передачи Андрея Малахова. Мы готовим выпуск, посвящённый Марии Мордасовой. Узнали, что вы частушки её поёте. Просим вас к нам». Я давай отказываться: у меня, как нарочно, огромный флюс, зуб надо удалять. Но они меня уговорили, обещали, правда, крупным планом не снимать. Андрея Малахова я увидела только на съёмках. С места в карьер пошли вопросы – сплошной экспромт. Обо всём, что хотелось, конечно, за одну передачу не расскажешь. Надо за книгу садиться, написать о моих родителях, муже Геннадии Николаевиче, детях, друзьях...
– Кстати, ваш муж – автор многих песен, которые полюбились ценителям хорошей музыки…
– Удивительно, что он начал писать стихи в зрелом возрасте. Мы прожили вместе 49 лет, а к поэзии он пришёл 29 лет назад. Вот эпизод. Ездил Гена на Прохоровское поле, где проходили перезахоронения бойцов Красной Армии. А на обратном пути написал песню. В ней такие слова: «Дочь с солдатским медальоном над останками скорбит. Прах отца и батальона найден в поле у ракит. Смерть в бою приняли люди и лежат в земле сырой. Ну зачем, скажите, губим на земле народ простой?» Какая вечная тема…
– Любовь к песне и семье для вас неотделимы?
– Это так. Для меня семья – великая ценность. Недавно с мужем перенесли тяжёлое заболевание. Представляете, в этот момент меня по телефону нашёл племянник, с которым мы никогда не общались. В самый тяжёлый момент я услышала в телефоне родной голос… Живу на земле, в селе Девица. Так хочется порой выглянуть в окно и увидеть там большую семью, как в детстве. Где все рядышком за одним столом. Со своими заботами и радостями. Чем крепче семьи, тем больше будет порядочности, ответственности, человечности. И люди будут понимать, что за свою державу надо стоять горой, как и за свою семью.
Справочно.Екатерина Молодцова – выпускница Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей. 27 лет была ведущей солисткой Воронежского русского народного хора им. К. И. Массалитинова и ансамбля «Русская гармонь». В 2001 году по её инициативе в музыкальном колледже открыли отделение сольного народного пения, заведующей которого она и является. Екатерине Молодцовой присуждено звание народной артистки РФ. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «Честь и достоинство». В 1998 году удостоена звания «Почётный гражданин Воронежа».
Беседовала Наталья Столповская