Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД. ПОЧЕМУ ТАК ВАЖЕН?

Оглавление
Оранта. Конец III в. Фреска Катакомбы Присциллы, Рим
Оранта. Конец III в. Фреска Катакомбы Присциллы, Рим

Раннехристианский период – самый пассионарный период во всей истории христианства.

Все святое вырастает, как правило, в пограничные времена, в экстремальные моменты человеческого бытия. Христианская Церковь рождалась в недрах Римской империи, богословие формировалось тогда, когда еще живо было язычество. Гонения на христиан породило целый сонм мучеников и святых, которые своей смертью за веру и своими подвигами святости свидетельствовали о победе Христа над смертью, о своем усыновлении Христу, о реальности Царствия Небесного. Второе пришествие Христа было самым горячим желанием первых поколений христиан. Они ждали Христа каждый день, они верили в воскресение, они предчувствовали другую жизнь и с радостью оставляли бренный мир ради жизни вечной. Как говорил мученик Тибурций, живший в Риме в III веке и пострадавший за веру:

«Временный мир только представляется чем-то существенным, а на самом деле – ничто, ибо гибнет в короткое время»; «будущая жизнь, которая людям, привязанным к миру, кажется несуществующей, поскольку невидима, напротив, существует и будет без всяких перемен во веки веков» (Страдания святой мученицы Цецилии и с нею святых мучеников Валериана, Тибурция и Максима // Жития святых на русском языке в изложении Димитрия Ростовского. – Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. – Т. III. Месяц ноябрь. С. 600–610).

Из этой пламенной и героической среды первых христиан выросло то самое настоящее богословие, которое является знанием Бога. Великие мыслители первых веков христианства прошли свой путь до Христа, выразили для других свой опыт познания Бога, и каждый из них внес свою лепту в предание Церкви, в формирование этики и эстетики позднеантичного мира.

Их учение является важнейшим источником для понимания раннехристианского искусства, которое есть искусство самых насыщенных смыслов.

Раннехристианский период в истории искусства чаще всего рассматривается как заключительная часть позднеантичного искусства или как начальный этап средневекового искусства. Между тем, III–VI века можно считать эпохальными во всей истории христианства.

Именно в этот исторический период были заложены все основные элементы христианского культового действа, как литургические, так и художественные.

Фрески. Конец III в. Катакомбы Присциллы, Рим
Фрески. Конец III в. Катакомбы Присциллы, Рим

📌 Подписывайтесь на канал, чтобы нас не потерять! Мы рассказываем о символах, сюжетах и смыслах христианского искусства, о выдающихся архитектурных памятниках и произведениях искусства. Постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.