Приветствуем всех любителей волейбола! С вами «Мяч над сеткой»! У нас новая тема.
Вы задумывались, почему путь на высший уровень у некоторых игроков оказывается в разы дольше, чем у других? Иногда причина – тренерские стереотипы, в которых привязка к шаблону выглядит важнее содержания. Отсюда – скептическое отношение к перспективам волейболистки.
Вашему вниманию – история диагональной нападающей Жанны Каськовой.
Сегодня 27-летняя нападающая – видный игрок Суперлиги –за два сезона в «Спарте» воспитанница курского волейбола стала узнаваемой фигурой в Суперлиге. Некоторые тренеры после матчей со «Спартой» говорили: «Главным было – сдержать Каськову». Соперницы нижегородской команды признавались: «Нас тогда «разорвала Жанна».
Прыгучая и быстрая нападающая, владеющая к тому же силовой подачей, становилась проблемой для большинства команд, поэтому анонсированный переход в калининградский «Локомотив» казался вполне объяснимым. Переход по какой-то причине сорвался, о новом клубе Каськовой мы узнаем со дня на день, а статья эта – о другом!
О долгом и тернистом пути к признанию и востребованности. Если многие ровесницы Жанны выступают в Суперлиге уже давно, некоторые и по 10 лет, то героиня нашей статьи восемь лет отыграла в низших лигах (за курский «Юзгу-Атом» и «Тулицу») , а следующий сезон станет для нее на высшем уровне только третьим. Могло, кстати, не быть даже первого. Почему – сейчас нападающая и расскажет.
Шла в Высшую Лигу «А» - оказалась в Суперлиге
«Я хорошо представляла, что в Суперлиге будет сложно, говорит Жанна Каськова. Мы же играли с командами Суперлиги в Кубке России и предсезонных турнирах. Но одно дело – несколько матчей в сезоне, совсем другое – играть против этих команд постоянно.
Какие отличия? Во-первых, уровень мастерства другой. Понимала, что на сетке мне тяжело будет – с такой высотой съема, как у нападающих Суперлиги, с таким высоким блоком придется постоянно что-то придумывать. Мы к этому всегда готовимся, есть разные способы высоких соперниц переиграть, но получается не всегда. И все же адаптация не затянулась – привыкла.
Кстати, оказалась я в Суперлиге во многом случайно. После сезона в «Тулице» (2019-2020) перешла в нижегородскую «Спарту», на тот момент еще никто не знал, что «Спарта» в Суперлиге будет играть. Потом приняли решение о ее расширении, так я здесь и оказалась».
Наконец мы добрались до главной причины длительного игнора Каськовой тренерами команд Суперлиги. История для российского волейбола прозаическая – рост. Он у Жанны даже по меркам связующих маловат. А уж среди нападающих, которые за 190…
Сомнения тренеров меня разозлили
«Я семь лет отыграла за «Политех» (позже переименован в «Юзгу-Атом») из родного Курска – вспоминает Жанна. Предложений из Суперлиги не было. Насколько знаю, тренеры скептически относились к моему росту – 176 сантиметров. Я и в школьной секции не особо выделялась ростом. Были две девчонки намного выше меня – с таким данными, которые называют очень хорошими для волейбола. Но у них с большим волейболом не получилось. Возможно, интереса не было. А я даже после попадания в «Политех», со скептическим отношением сталкивалась.
Когда начала выступать в высшей Лиге «Б» - мне говорили, что я низковата для высшей Лиги «А. Когда мы туда вышли – и я благополучно там заиграла, говорили: «игрок неплохой, но не для Суперлиги. Маленькая». Обычно такие слова мне тренеры передавали.
Но я не обижалась и не расстраивалась. Эти сомнения возбуждали во мне спортивную злость: «как это я не смогу, почему не смогу!?». После таких разговоров еще больше прикладывала усилий на тренировках. Доказать хотелось не кому–то, не тренерам, которые во мне игрока Суперлиги не видели, а самой себе».
К большой удаче Жанны – тренер Юрий Токарев в «Юзгу-Атом» оказался свободен от ростовых стереотипов – и с удовольствием использовал двигательные качества нападающей. Да так использовал, что на качествах Каськовой создавалась командная игра в атаке. Тренер говорил: «Жанна хоть и невысокая, но скоростная девочка».
«К счастью, менять амплуа из-за роста мне никогда не предлагали, - продолжает наша героиня. Всегда была нападающей. Не помню, чтобы меня ставили пасовать или на позицию либеро Кто-то из невысоких игроков переходил в либеро, но им, наверное, и возраст позволял, и навыки. Если за плечами серьезная спортивная школа. У меня была другая ситуация – в серьезный волейбол попала в 17 лет, на приеме до этого никогда не играла, поэтому о смене амплуа речь не заходила».
Кстати, отсутствие серьезной волейбольной школы – тоже яркий показатель уникальности Каськовой. А уж на фоне воспитанниц волейбольных центров республиканского масштаба – успех диагональной сверхуникален!
Спасибо родителям за прыжок
«Я училась в обычной школе, с художественным уклоном, - снова рассказывает Жанна. После уроков шла на волейбольную секцию. Спортивный лагерь, сборы, какие-то региональные соревнования – ничего этого у меня не было. Когда уже училась в старших классах, тренер нашей курской команды (тогда называлась – «Политех») предложил попробовать – «Политех» тогда в высшей Лиге «Б» играл. Все восемь лет отыграла диагональной, без приема. В прием ставить начал только Александр Николаевич Перепелкин – когда в «Тулицу» перешла. Потом в «Спарте» - со Слободаном Радивоевичем тоже над этим работали.
Ответить откуда взялись настолько видные двигательные качества, нападающая затрудняется.
«Слышала, что тренеры высоту моего прыжка отмечали, но откуда такой прыжок…Каськова задумывается. Я специально над этим никогда не работала. Наверное, это подарок от природы, от родителей».
Если вам статья понравилась - вы лайкнули. А если хотите читать у нас увлекательные статьи постоянно, то вы подписались!