Но один из самых мажорных аккордов сада расположен сразу за входом. Вход в сад охраняют два домика: дом привратника и административное здание.
Все, кто их видит, в один голос сравнивают с «пряничными домиками» из сказки. Но сам Гауди вряд ли держал в уме именно этот образ. Говорят, архитектор не закончил входной ансамбль, а хотел построить слона. Если мысленным взором соединить обе постройки, то его можно будет увидеть.
Миновав пряничных слоников, посетитель оказывается у подножья фантастического лестничного каскада. Его обрамляют боковые стены, коронованные зубцами и украшенные тем самым тренкадисом. Тренкадис (trencadis) – это каталонское слово, оно означает коллаж из керамики, ломаную мозаику. Это, кстати, любимая техника Гауди, он её очень активно использовал и при отделке объектов как в Парке Гуэль, так и в других своих постройках.
Есть даже несколько легенд, как Гауди добывал материалы для таких коллажей. Он разбивал свои сервизы и вазы, просил рабочих подбирать разбитые вещи, оказавшиеся в мусорных баках и приносить ненужные из дома, заказывал керамику на заводах и изумлял поставщиков, разбивая на их глазах только что привезённые дорогие венецианские изделия. Скорее всего, так и было: керамика собиралась всеми возможными способами.
Но вернёмся к лестнице-чудеснице. У её подножия Гауди разместил фонтан-грот, который по ощущениям очень похож на фонтаны итальянской виллы Тиволи. Там тоже всё создано из сочетание природного туфа, который за века уже порос зеленью, и воды, очень-очень много воды. Этому фонтану хочется вручить название «Средиземноморский». И если не знать, что он находится в Парке Гуэль, то можно легко предположить, что он льёт свои воды где-то около Рима.
На следующем лестничном марше расположен ещё один фонтан: неведомая зверушка Рептилия высовывает голову из каталонского флага. Может быть, это символ того, что на территории Каталонии жили те самые доисторические создания?..
Поднимаемся выше – и снова фонтан и тоже с рептилией, но уже вполне определённой, ну почти. Это игуана или саламандра, или дракон. Кажется, что он служит талисманом, у которого обязательно есть своё имя. По задумке автора саламандра - это символ змея Пифона, стража подземных вод.
Венчает лестницу фонтан с философским камнем, а рядом находится искусственный грот. Поскольку жаркое солнце освещает Мунтанья Пелада круглый день, то Гауди старался делать всё возможное для комфортного нахождения в парке, т.е. предусматривал тенистые места отдыха. Но этот грот особенно интересен тем, что в нём комфортно в любую погоду: благодаря тщательно рассчитанному расположению козырька зимой здесь не холодно, а летом не жарко.
Поднимемся дальше и уже войдём в зал, который сам Гауди называл «греческим театром». Хотя больше он напоминает лес, потому что колонны расположены немного под наклоном – как деревья. По этому стерильно-белому залу очень странно бродить: вроде лес, а над головой кальмары, медузы и прочие морские твари.
Эти декоративные акценты обозначают 4 времени года; они предназначались для интересного визуального эффекта: светильники подвешивались снизу этих кругов за крюки, а мозаика отражала свет причудливым образом.
Из-за наклонности колонн смещается восприятие, как в Доме Бальо. На самом деле предполагалось, что в этом гипостильном зале будет располагаться крытая рыночная площадь идеального города-сада.
В этом «зале ста колонн» (хотя на самом деле их 86) замечательная акустика, поэтому здесь часто устраиваются концерты.
Однако же выйдем из-под сени морского леса, поднимемся ещё на один пролёт, и свернём налево. Здесь располагается ещё одна галерея, но она отличается от всех остальных. Она сделана в форме волны. Здесь больше всего верится, что находишься в подводном гроте, а если немного постоять, просто смотря перед собой, то скоро начнёт казаться, что камень обретает подвижность и мягкость, и видится, как волна бьётся о берег сознания.
Над волнистой галереей пробегает дорожка, спиралью поднимающаяся вверх. Её внешний вид - своеобразный памятный образ. Поддерживающие колонны сделаны в виде бокалов. Это оттого, что Гауди захотел увековечить, как когда-то на этой возвышенности он, Гуэль, их соавторы и рабочая команда отмечали начало создания парка. Как истинные патриоты пили каву – каталонское шампанское из подобающих фужеров.
С этой галереи начинается тропа-паломничество. Её маршрут приводит к самой высокой точке парка - горе трёх крестов, своеобразному воспроизведению Голгофы. К символам веры в Парке мы ещё вернёмся, они встречаются здесь достаточно часто.
От Голгофы почти пустынная тропка уходит в глубину парка. Здесь мы встречаем уединённый жилой дом. Из тех 60 участков, которые были запланированы под продажу и застройку, застроены всего два: на одном из них построен дом адвоката Триоса.
Второй выкупил Гауди для себя – чтобы построить пример жилого дома. Архитектор и прожил здесь вместе с отцом и племянницей довольно долгое время. Дом Гауди располагается уже ближе к центральной площади.
Сейчас здесь устроен музей мастера. Музей вполне интересен для посещения, хотя и немного маловат для такой стоимости билета. В доме – обстановка того времени и некоторая мебель, сделанная по проектам Гауди.
Дом окружает небольшой сад, который непонятным образом производит замкнутое впечатление. Закрытый сад в парке. Садик довольно маленький, но стоит того, чтобы побродить по его дорожкам. Он заставлен копиями творений Гауди, которые тот создавал для различных своих проектов.
Все эти горгульи, скульптуры, кресты, железные решётки причудливых форм, двери из ниоткуда в никуда, собранные в одном месте создают ощущение зачарованного сада. И бродишь среди них, как Алиса…
Если вам удалось не провалиться в параллельную реальность, то давайте пройдём по пальмовой аллее до центральной площади парка – площади Природы. Она расположена на крыше гипостильного зала. Отсюда открывается очень красивый вид на Барселону и море. Площадь также является элементом системы водосбора, т.к. её песок выступает в роли фильтра для дождевой воды, которая потом собирается в водохранилище. Но главная прелесть этой площади – в её каёмочке. Это знаменитая извилистая скамья: и место для отдыха, и ограждение, и загадка.
Гауди трудился над этой скамьёй вместе со своим постоянным соавтором Жозепом Марией Жужолем. И вот уж где разыгралось искусство тренкадиса! Однако это были не бездумные коллажи, каждый из них на протяжении всей скамейки наполнен своим смыслом.
Конечно, теперь мы можем только пытаться угадать, что вкладывал великий архитектор в своё творение. Но вот несколько предположений.
Цвета подобраны вовсе не случайно: если приглядеться, то станут ясно видны разные цветовые группы: зелёный, синий, жёлтый – это символы веры, надежды и любви, белый – олицетворение Бога. Далее цвета католической церкви: красный – страсть, чёрный – скорбь, пурпурный – покаяние.
Коллажи скамьи (с обеих её сторон) изобилуют всевозможными необычными мелкими объектами: короткие ряды чисел, кусочки разбитых керамических изделий, бутылок и раковин, слова и надписи (даже голова куклы есть).
Гауди и Жужоль надеялись сделать скамью чем-то вроде аккумулятора молитвенной энергии. Maria, Via и другие религиозные обращения специально перевёрнуты вверх ногами, чтобы их удобно было читать с небес. Получается, что присевшие на скамью, неосознанно участвуют в этой молитве.
Рассказывают легенду о двух студентах, которые сидели на скамье в один из чудесных солнечных дней. Сразу после того, как прозвучали удары колокола, призывающего к чтению «Ангелюс», они увидели слабо проступавшие на фоне цветной ленты слова молитвы: «Angelus Domini nuntiavit Mariae» (Ангел Господень возвестил Марии).
Эта скамья – квинтессенция концептуальной задумки парка и одновременно его подсознательное, которое обращается к подсознанию посетителей. Только для каждого у неё своё послание. Единственная трудность – прочитать его, поскольку на скамье всегда много туристов, пойди подними всех, чтобы найти своё Ave Maria.
После смерти Гуэля и Триоса (Гауди к тому времени уже полностью перебрался жить в строящийся искупительный собор), парк долго стоял угрюмым и пустым. В конце концов, наследники графа продали Парк городу Барселоне (надо полагать, что задёшево – ибо место было непопулярно).
Администрация города сделала Парк общественным местом прогулок. Вход сюда свободный со всех шести ворот. Теперь Парк всегда многолюден и весел. Хоть дон Эусебио и маэстро Антонио и задумывали его не таким, но Парк живёт своей жизнью. И это гораздо лучше, чем одинокое стерильное состояние «идеальности».
Полезная информация
Как доехать до Парка Гуэль
Чтобы не идти пешком от м. Lessep в гору по жаре до Парка Гуэль удобно ехать на автобусе 116, который идёт от метро Joanic.
PS. Если вам понравилась статья, не забудьте нажать лайк.
И комментарии тоже приветствуются.