Видами контроля результатов обучения учебного курса ОРКСЭ являются текущий и итоговый контроль.
Основная цель текущего контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса; творческих работ (в форме проектов и мультимедийных презентаций)
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени –четверть, учебный год.
При выставлении отметок за четверть при одинаковом количестве тех или иных отметок (например, отметок «4» и «5»; «3» и «4»), отдается предпочтение более высоким.
Текущий и итоговый контроль учебного курса ОРКСЭ оценивается следующими отметками: «3», «4» и «5».
Критерии оценивания по учебному курсу ОРКСЭ.
Отметка "5" ("отлично") учащийся знает и понимает основные понятия религиозных культур, историю возникновение религиозных культур, развитие различных религиозных культур в истории России,особенности и традиции религий, описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
умеет описывать различные явления религиозных традиций и культур, устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей, излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества, соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры, строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций,
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение, готовить сообщения по выбранным темам
Отметка "4" ("хорошо") - уровень знаний и умений ниже установленных требований на отметку «5», но обучающийся периодически или редко использует дополнительный материал, полно и логично раскрывает вопрос; самостоятельно рассуждает, отражает свое отношение к предмету обсуждения.
Отметка "3" ("удовлетворительно") – выставляется в случае пассивного участия обучающегося в учебном процессе: прослушал тему (раздел), а также в случае достаточного минимального уровня выполнения обучающимся требований, предъявляемых к конкретной работе.
Критерии выставления текущих отметок:
Устный ответ
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1. Полнота и правильность ответа;
2. Степень осознанности, понимания изученного;
3. Языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится,если ученик:
1. Полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится,если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Творческие работымогут быть представлены в виде проектов, презентаций.
Проектная деятельность предусматривает защиту проектов в ходе, которой каждый обучающийся в конце каждого полугодия должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Главным моментом в проектной деятельности является – защита проекта, которая оценивается учителем:
«отлично» – «5», «хорошо» - «4» - за качественное выступление, которое включает объём, глубину знаний по выбранной теме, наглядность, умение отвечать на вопросы, культуру речи выступающего и чувство времени.
В случае, если учащийся не справился с работой - с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторная защита проекта.