Пояснительный текст к каталогу выставки 1964 года М. Глинкина:
"Путь в искусство у каждого свой. Но для большинства он проходит через средние художественные школы и институты. Для других, сравнительно немногих, — школой познания законов творчества служит сама жизнь, когда ежедневный труд на производстве развивает и закрепляет творческие способности человека к искусству, совершенствует его профессиональное умение. Таких профессий немного, но они есть.
Обычно художников, не имеющих специального художественного образования, принято называть самоучками, какого бы уровня в искусстве они не достигли. Но всегда ли самоучки они? Как, были ли самоучками те замечательные мастера, которые начали творческий путь в подмастерьях у своих предшественников? Именно такой трудный, но благотворный путь учебы прошел скульптор Борис Мачков.
Он родился в 1931 году в Москве в семье рабочего и, едва окончив семь классов средней школы, сам стал рабочим. Два года проработав слесарем на одном из московских заводов он поступил в художественное ремесленное училище, окончив которое получил специальность мастера по художественной обработке камня.
Так, оставаясь рабочим, Б. Мачков получил возможность расти в искусстве, которое любил с детства. В течение почти всех 50-х годов он помогал обрести законченную материальную форму многим произведениям видных советских скульпторов.
Работа с С. Лебедевой, Мануйловым, Никогосяном, Цигалем, общение с интересными, богатыми душевно людьми, такими разными и по-своему яркими творческими индивидуальностями — это и было его основной профессиональной школой, позволившей Б. Мачову выйти на широкую дорогу самостоятельного художественного поиска. Учеба еще далеко не закончена. Да и может ли учеба иметь конец?
С 1958 года молодой скульптор выставляет свои работы на многих всесоюзных, республиканских, областных выставках. Главное содержание его творчества — волевые качества человека, сдержанная, но напряженная энергия и сила. Может быть потому работы из гранита, базальта, известняка удаются скульптору больше, чем из мрамора.
Выставка работ Б. Мачова покажет его достижения, раскроет зрителю круг его интересов. Портреты рабочих, колхозников, ученых, друзей художников и камнетесов, образы советских детей до сих пор привлекали главное внимание. Но ограничивается он почти исключительно портретным жанром может быть не потому, что скульптурная фигурная композиция его не интересует, а скорее потому, что не чувствует в себе достаточно сил, ибо работал в этом плане мало. Но начало было сделано. Об этом говорят такие работы, как «Отдыхающая», «Девичьи мечты», эскизы.
Борис Мачков хорошо начинает свою жизнь в искусстве. И хорошо в самом начале ее, когда уже многое сделано, подумать над тем, что поможет сделать следующий шаг."
Список работ представленных на выставке 1964 года:
ЦЕЛИННИК (Мрамор. 60x58x40)
СУДАНЕЦ (Гранит, мрамор. 60x25x45)
ДОЯРКА (Мрамор. 45x25x30)
КАМЕНЩИК (Известняк. 47х25х30)
РЕМЕСЛЕННИК (Мрамор. 57х50х40)
РАБОЧИЙ (Гранит. 45х35х40)
МЕДСЕСТРА (Мрамор. 42х42х32)
МАЛЬЧИК (Гранит. 32x20x25)
РАЦИОНАЛИЗАТОР (Мрамор. 38x30x31)
КОМПОЗИЦИЯ (Известняк. 40х32х34)
УЧЕНЫЙ (Мрамор. 53х38х33)
ГЕОЛОГ (Гранит. 39x25x30)
ПОРТРЕТ ДРУГА (Бронза. 28x25x25)
ШКОЛЬНИЦА (Мрамор. 30х28х35)
КАНТЕМИРОВ (Бронза. 38х28х30)
БОКСЕР (Бронза. 40х29х31)
ИСТОРИК (Гранит. 40х23х30)
БОКСЕР (Гранит. 42х23х31)
ОБНАЖЕННАЯ ФИГУРА (Алюминий. 35x15x10)
КУПАЛЬЩИЦА (Известняк. 50x50x30)
ОБНАЖЕННАЯ ФИГУРА (Бронза. 23X20X24)
Каталог выставки 1977 года
Наброски, сделанные Бурбицким И.В. в мастерской Бориса Мачкова
Скульптуры в Сиреневом саду парка Сокольники, фото июль 2022 г.