Служба на подводном флоте вообще не сахар, даже на подводном флоте Дяди Сэма. Перед началом мировой бойни номер два служить там могли либо законченные пессимисты, либо конченые оптимисты.
Предвоенные учения американского флота проводились в обстановке максимально приближенной к боевой – то есть только днем (безопасность превыше всего), в хорошую погоду (обратно безопасность). Поскольку просто топить торговые суда (Там же люди!!!!) было запрещено подписанными конвенциями, подводникам предлагали пробовать атаковать боевые надводные корабли, действующие в составе эскадры. Учения проходили строго по расписанию: и на кораблях эскорта и на самолетах прикрытия эскадры четко знали: парни, по программе учений сегодня вас атакует подводная лодка. С 14 до 15 часов. Да кстати, атака будет с левого борта, ради всего святого, налево не рулите, не протараньте ее пока она под водой (безопасность превыше всего). В этих условиях атакующая субмарина обычно оказывалась обнаружена и условно уничтожена за два часа до ее выхода в море. Надводники гнусно хихикали над подводниками и всегда выигрывали по очкам, что было обидно, но безвариантно. К счастью, приходившие в середине войны на подводный флот командиры этого не знали и начали топить японцев. Это было особенно важно в свете того, что после Перл-Харбора американцы старались драться теми, кого не жалко, то есть подводными лодками.
В довесок янки вооружили свои подводные лодки превосходными торпедами, который взрывались раз в неделю по большому обещанию. Вероятно, предполагалось, что команда неприятельского корабля, увидев прошедший под килем след торпеды, из чувства фэйр-плей, сама усядется в шлюпки и совершенно безопасно пустит ко дну свое условно уничтоженное корыто. Но воевать пришлось с японцами, у которых в бусидо про фэйр-плэй не написано. После того, как командиры подводных лодок заявили о том, что взрывается только каждая третья торпеда, недостаток срочно устранили и торпеды перестали взрываться вообще. Командиры лодок со слабыми нервами были списаны в запас. Командиры с сильными нервами всерьез подумывали об оснащении своего корабля абордажными мостиками. Правда, к середине 1943 года система дала сбой и на лодки попало, наконец-то, нормальное оружие, что немедленно привело к расширению глаз японцев. Они были свято уверены, что давно сделали американский подводный флот, тру-подводным. А оказывается, все это время подлые янки разыгрывали из себя ниндзю-пацифиста: невидимого и бессмысленного.
В общем, к моменту появления на фронте нашего героя, воевать уже было можно, но прославиться – сложно, поскольку американские подводники уже успели собрать, казалось бы, все мыслимые ачивки. Звали его Сэм Дили, родом он был с техасщины, и в декабре 1942 стал первым после бога на борту субмарины «Хадер», «кефаль» если по нашему. Весной 1943 года по его лодке, проходившей учения в Карибском море, на волне «юботомании» случайно отбомбился патрульный бомбардировщик ВВС США. Последующая проверка состояния нижнего белья невозмутимого командира, отработавшего маневр уклонения, показала его полную готовность идти и нагибать япошек прямо сейчас. «Иди, Дили» сказали ему и он пошел.
На войне как на войне – бравый капитан исправно топил японцев, те в свою очередь пытались утопить Дили, но с этим у них пока не сложилось. К ноябрю 1943 года «Хадер» совершил три боевых похода и отправил на морское дно восемь японских судов – результат отличный, но не выдающийся. Во время четвертого похода лодка занималась спасательными миссиями – принимала на борт сбитых над океаном американских летчиков. В ходе спасательных работ лодка встретила в море японский эсминец «Иказучи». Тут надо понимать, что вообще-то эсминец заточен на то чтобы карать подводные лодки – сам он быстрый, верткий, небольшой. Над водой лодка с ним тягаться не сможет, а под водой, теоретически, она должна прятаться и молиться, пока сверху ее одаривают глубинными бомбами. Японский эсминец, оказался нерасторопен, в результате чего получил торпеду в корму, и после детонации глубинных бомб испарился вместе со всем экипажем. Дили, как и все подводники, испытывал к вражеским эсминцам особую любовь, и немедленно вдохновился результатом.
В свой пятый, легендарный, поход лодка Сэма вышла в конце мая 1944 года, имея своей задачей снять группу австралийских коммандос с острова Борнео. Путь лодки лежал через пролив Сибуту, где должны были находиться толпы японских эсминцев – рядом была главная стоянка японского флота. Как раз в это время противник сосредотачивал на ней главные силы своего флота, поэтому бдительность японцев была утроена. Ночью 6 июня «Хадер» встретил небольшой японский конвой, следовавший в охранении двух эсминцев. В темноте лодка начала сближение с целью, но оказалась замечена противником – корабли эскорта устремились ее топить. Дили применил «русскую тактику» - начал стратежное отступление заманивая врага, незаметно погрузился, и ушел с пути вражьих эсминцев, которые в полном соответствии с кодексом самурая «цели нет, но есть путь», промчались бы мимо затаившейся субмарины. Но Дили привлек их внимание, выпустив торпеды в бок эсминца «Мицануки», каковой немедленно затонул. Со вторым эсминцем лодка играла в кошки-мышки в течение нескольких часов, выпустив по нему шесть торпед, после чего японцы ушли догонять конвой. Наличие в районе сосредоточения флота американской субмарины японцев не устраивало, поэтому на следующий день они начали интенсивный поиск врага, и засекли лодку с патрульного самолета. На ее уничтожение вышел новейший флагманский эсминец «Хаянами», на борту которого был командир 32-го дивизиона эсминцев капитан Орита Цунэо. Его корабли эскортировали флот адмирала Ямамото к Перл-Харбору, он считался экспертом по уничтожению подводных лодок гайдзинов и собирался показать мастер-класс. Дело было днем, остроглазые японцы засекли перископ субмарины и эсминец полным ходом устремился к ней. Дили – полным ходом устремился к нему. С дистанции 600 метров лодка выпустила три торпеды, и через 15 секунд раздалось два взрыва – эсминец попытался отвернуть и не смог. Минус «Хаянами», минус Цунэо, минус 208 членов экипажа, прямо на глазах изумленных зрителей с самолета. К месту боя спешно выдвинулись шесть японских кораблей ПЛО, но Дили уже и след простыл, он уплыл за коммандос, которые уже заждались. Через два дня, на обратном пути, все в том же заливе Сибуту «Хадер» встретил еще два патрулирующих японских эсминца – они искали американца и, на свою голову, нашли. Дили докладывал, что после торпедного залпа наблюдал попадание двух торпед в головной и одной торпеды в замыкающий эсминец. В реальности свой конец в заливе нашел эсминец «Таникадзе», его напарник не был поврежден и смог спасти 126 членов экипажа. На рассвете американская лодка встретила японский флот - 3 линкора, 4 крейсера и 8 эскадренных миноносцев, шедших под сильным воздушным прикрытием. Разумеется, Дили собирался пополнить свой счет, но «Хадер» была замечена и атакована эскортом. Лодка выпустила торпеды по ближайшему эсминцу и ушла на глубину. Экипаж слышал мощный взрыв, из чего было сделано заключение, что противник потоплен. После двухчасового преследования противник потерял контакт с «Хадер», и лодка всплыла, чтобы передать радиодонесение об обнаружении вражеских кораблей. Это было первое донесение в рамках будущего сражения в Филиппинском море, где будет сокрушен хребет японского флота.
По возвращению на базу Дили доложил о четырех потопленных и одном предположительно потопленном эсминце противника. Вкупе с его предыдущими заслугами это привело к награждению Сэма Дили высшей наградой США – Медалью почета, а весь личный состав лодки был удостоен благодарности Президента США. Пять эсминцев в одном походе – это было очень круто, и хотя, послевоенные изыскания урезали осетра до трех эсминцев – это все равно осталось рекордом подводного флота США и по сей день, и насколько мне известно рекордом подводного флота вообще.
Награду свою коммандер Дили получить не успел. По правилам американского флота, после пяти успешных походов командир должен был сдать корабль и получить новое назначение. Также с корабля снималась треть опытного личного состава и заменялась новичками. Используя свой авторитет, Сэм Дили уговорил командование разрешить ему вывести лодку с обновленным экипажем в шестой боевой поход. В составе «волчьей стаи» она должна была действовать на японских коммуникациях в Манильском заливе. 22 августа подводные лодки «Хадер» и «Хэддоу» атаковали японскую противолодочную группу из трех «кайбоканов» (специализированных кораблей ПЛО) – «Садо», «Мацува» и «Хибури». Все три японских корабля были потоплены, причем Дили записал на свой счет два из трех «охотников».
24 августа 1944 года, подводная лодка Сэма Дили преследовала японский танкер, сопровождаемый двумя кораблями эскорта. Она оказалась замечена японским патрульным самолетом, и один из охраняющих кораблей, кайбокан «CD-22» был наведен на цель. Согласно рапорту японцев, американская субмарина смело пошла на сближение с кораблем ПЛО, выпустив три торпеды. «CD-22» смог уклониться от залпа противника, и проходя над подводной лодкой, сбросил пять серий глубинных бомб. После пятого залпа на поверхность воды всплыло много соляра, обломков дерева и пробки.
«… Эх, судьба, не сложилась на этот раз, он промазал, а снайпер нет.»
На личном счету Сэма Дили числится 16 потопленных кораблей и судов противника общим тоннажем 54 000 тонн.
Автор - Алексей Котов
#Котовкат