Скелет
Скелет - это каркас тела, состоящий из 206 костей, которые служат рычагами для мышц и создают им противотягу, тем самым обеспечивая движение. Скелет является жестким сооружением, которое поддерживает и защищает тело, окружая и отгораживая жизненно важные органы в голове, грудной клетке и брюшной полости. Скелет новорожденного состоит в основном из хрящей - мягкой, волокнистой и эластичной ткани, из которой вместе с костями образуется зрелый скелет.
Строение кости
Твердая наружная часть кости состоит из клеток, расположенных в виде тысяч цилиндриков, которые помогают равномерно распределить силы, действующие на кость. В костном мозге, находящимся в середине кости, образуется большинство лейкоцитов ( белых кровяных клеток) и все эритроциты ( красные кровяные клетки). У маленьких детей все кости содержат кроветворный костный мозг (у взрослых костный мозг функционирует только в костях туловища). Кости содержат соли, главным образом кальция и фосфора, которые способствуют их прочности и жесткости.
Как развиваются кости
В детстве на определенных этапах развития, включая подростковый период, хрящевая ткань превращается в костную, и тогда скелет формируется окончательно.
Кость представляет собой живую, но твердую ткань, которая растет, развивается и обновляется. Старые костные клетки постоянно рассасываются, и на их месте образуются новые. В детском возрасте происходит непрерывная реконструкция скелета и его упрочнение. Трубчатые кости растут в основном в области эпифиза, или в "зоне роста" кости. Травма этой области может нарушить рост. Развитие здоровых костей зависит как от физических упражнений, так и от достаточного поступления с пищей витаминов (особенно витаминов D), солей (в первую очередь кальция) и белка.
Признаки заболевания
В детском возрасте наиболее распространены переломы костей, вывихи суставов и растяжение мышц. У детей чаще встречаются небольшие травмы; воспаления и опухоли костей редки. Иногда происходит искривление позвоночника, называемое сколиозом, для успешного лечения которого необходима ранняя диагностика. Если ребенок лежит неподвижно или отказывается пошевелить ушибленной конечностью, он скорее всего получил тяжелую травму; если же ребенок продолжает пользоваться ушибленной кистью или рукой во время игры, повреждение вряд ли у него серьезное.
Мышцы
Все движения тела и внутренних органов осуществляются с помощью мышц. Мышцы состоят из тысяч отдельных волокон, которые, сокращаясь, вызывают движение. Существует два вида мышц: произвольные, выполняющие движение самого тела, и непроизвольные, производящие движение внутренних органов (например, пищеварительного тракта, мышцы которого ритмически сокращаются, чтобы продвинуть пищу) - физические упражнения улучшают их кровообращение, увеличивают массу и повышают работоспособность. Ребенок рождается с определенными инстинктивными реакциями, которые называются рефлекторными движениями. Постепенно, по мере развития центральной нервной системы и мышц, они исчезают, что позволяет малышу все увереннее управлять своим телом
Как растут мышцы
Еще будучи в утробе, ребенок энергично двигается и продолжает это делать после рождения, используя все группы мышц. Однако на этой стадии мышцы еще неразвиты и для их полноценного созревания требуются питательные вещества, физическая нагрузка и гормоны. В подростковом периоде мужские гормоны способствуют увеличению силы и размеров мускулатуры мальчиков. Для правильного развития мышц крайне необходимы физические упражнения; без них мышцы практически увядают. У физически активных детей мускулатура становится более сильной и хорошо координированной.
Признаки заболевания
Малотренированные или перетренированные мышцы более восприимчивы к повреждениям. При недостаточной нагрузке мышцы усыхают и становятся дряблыми. Дальнейшая бездеятельность приводит к мышечной атрофии и слабости. Избыточная нагрузка обычно вызывает боль, затвердевание, а иногда воспаление и опухание мышц. Слабость и боли в мышцах могут возникнуть также вследствие вирусной инфекции
Сердце и кровообращение
Сердце - основа системы кровообращения организма. Оно состоит из двух мышечных насосов. Каждый насос делится клапанами на две камеры, а главные насосные камеры - это правый и левый желудочки. Кровь доставляет ко всем органам питательные вещества и кислород и уносит от них продукты обмена. Сердце перекачивает кровь по всему телу, направляя ее сначала в легкие, где в нее добавляется кислород и выводится углекислый газ. Затем кровь возвращается в сердце, проходя через левое предсердие вниз, в левый желудочек, и после по аорте поступает в головной мозг и другие органы. Артерии уносят кровь от сердца, а вены возвращают ее к сердцу. Когда кровь притекает к сердцу, она входит в правое предсердие и, пройдя через трехстворчатый клапан, попадает в правый желудочек, который гонит ее в легкие за новой порцией кислорода. У плода имеются два временных путь кровотока, по которым кровь минует нефункционирующие легкие; вскоре после рождения эти пути закрываются.
Признаки заболевания
Врожденные сердечные заболевания обычно распознаются при рождении во время клинического осмотра. Нарушение сердечной деятельности у маленьких детей иногда проявляются одышкой, плохим аппетитом и отставанием в физическом развитии. Тяжелые сердечные заболевания у детей встречаются редко, но врожденные пороки сердца составляют почти половину крупных физиологических дефектов, выявляемых при рождении.
Система дыхания
Само по себе дыхание - это поступательное движение воздуха в легкие и обратно, в результате которого организм получает кислород, необходимый для образования энергии, и выделяет один из конечных продуктов этого процесса - углекислый газ. Система дыхания состоит из легких и дыхательных путей, по которым воздух поступает в легкие и выходит из них. Вдыхаемый через нос и рот воздух проходит вниз по трахее и входит в легкие по тонким трубкам - бронхам и бронхиолам. Легкие по своему строение напоминают губку, поскольку состоят из миллионов воздушных мешочков, называемых альвеолами. Именно в этих крохотных мешочках кислород попадает в кровь, а углекислый газ выходит из нее и выдыхается. В акте дыхания участвует диафрагма - мышечный листок между грудной клеткой и брюшной полостью, - которая ритмично расслабляется и сокращается, помогая грудной клетке и легким расширяться и всасывать воздух, а затем сжиматься и выдыхать его.
Признаки заболевания
В детстве наиболее распространены нарушения дыхания вследствие инфекционных заболеваний и астмы. Маленькие дети особенно восприимчивы к вирусам до тех пор, пока к самым распространенным из них у детей не развивается иммунитет; после этого они простужаются реже. Простуда чаще всего сопровождается ангиной, насморком, кашлем и повышением температуры. На нарушение дыхания указывает частое, шумное и затрудненное дыхание. У ребенка больного астмой, мелкие дыхательные пути в легких сужаются, что затрудняет дыхание. По мере роста ребенка приступы астмы становятся реже.
Головной мозг и нервная система
Развитие различных навыков и умственных способностей у ребенка в значительной степени определяется постепенным созреванием нервной системы. Она состоит из головного и спинного мозга (центральная нервная система) и сети нервных стволов и окончаний, связанных с головным мозгом (периферическая нервная система). Нервная система управляет как произвольными, так и непроизвольными функциями организма: к последним относится, например, пищеварение
Развитие нервной системы
Нервная система состоит из миллиардов нервных клеток, которые получают информацию как от самого организма, так и извне. При рождении связи между нервными клетками еще незрелые. Кроме того, головной мозг, который получает по нервам различные сигналы и передает их обратно, развит еще не полностью. Нервная система формируется постепенно, давая ребенку возможность контролировать функции внутренних органов (например, мочевого пузыря) и способствуя образованию самых разных навыков, включая ходьбу и речь.
Признаки заболевания
Заболевания нервной системы у детей обычно проявляются в виде обморока или потери сознания. Судороги чаще встречаются у грудничков и их причину следует обязательно выяснить. Заболевание может проявляться задержкой общего развития