6 июля 1796 года родился Николай Павлович, третий из четырёх сыновей императора Павла Петровича. Он вошёл в отечественную и мировую историю как Николай I. Действительно, это имя ранее никогда не давалось представителям императорской фамилии. И как первый Николай в династии, он многим отличался от своих родственников. Среди исторических фактов, связанных с жизнью и правлением Николая I, есть несколько, которые могут стать интересной основой для беседы с детьми и подростками.
1. В детстве не признавал гуманитарных наук и учился без усердия
Как и другие дети в семье императора, Николай Павлович получил домашнее образование. Из всех наук его привлекали только военное дело, фортификация и инженерное дело.
Русский историк и литератор В.А. Муханов в своих воспоминаниях написал, что Николай Павлович осознал свой недостаточный уровень образования лишь после свадьбы, уже будучи взрослым. Он был в ужасе от своего неведения и старался восполнить пробелы. Это было очень сложно делать, поскольку выделить время на занятия взрослому человеку, да еще и члену императорской семьи, намного сложнее, чем ребенку и подростку.
Сохранилась запись королевы Виктории о русском императоре: "Ум его не обработан, воспитание его было небрежно". И это в 1844 году, когда Николаю Павловичу было уже 48 лет!
Это пример того, что иметь любимые и нелюбимые предметы - вполне нормально. Но саботировать учебу - плохая практика. Позже восполнить пробелы будет тяжелее.
2. Визуализировал свои проекты
С детства Николай Павлович очень любил рисовать и имел к этому способности. С 7 лет его учителем рисования стал сам глава Академии художеств Акимов.
Полученные навыки работы акварелью и карандашом очень пригодились императору в будущем. Многие свои проекты он мог не только рассказать, но и показать в виде схем, рисунков, набросков.
Хорошее владение техникой рисунка в сочетании с интересом к инженерному делу позволили ему принимать участие и в архитектурных проектах. Например, император участвовал в обсуждении проектно-инженерного решения при возведении купола Троицкого собора в Петербурге.
Если ребенок склонен дополнять свои идеи и размышления рисунками - это хорошая и полезная привычка. Правда, от рисования на полях школьных тетрадей лучше воздержаться. Зато можно купить удобный блокнот для скетчей.
Кстати, многие члены семьи Романовых отличались превосходными художественными способностями:
А тем, кто считает ИЗО "лишним" предметом можно напомнить, что искусства (музыка и рисование) были обязательным элементов общей культуры даже для детей императора. Навыки рисования пригодятся при освоении биологии, географии, истории. Умение анализировать форму, цвет и конструкцию предметов, которое тренируют рисовальщики, полезно для развития наблюдательности и мышления.
3. Вернул в императорский дворец и дворянские дома русский язык
К моменту восшествия Николая I на престол русскую речь было практически невозможно услышать во дворце и дворянских домах. Говорили преимущественно на французском, реже - на немецком.
Чтобы оценить масштабы повреждений, достаточно двух примеров:
- Дениса Давыдова и его партизанскую группу во время войны 1812 года чуть не убили крестьяне, приняв всадников за французов. Они говорили между собой не по-русски (подробнее об этом курьёзном эпизоде можно прочитать в этой нашей публикации),
- среди декабристов многие тоже с трудом изъяснялись по-русски. Братья Муравьевы-Апостолы, а Бестужев-Рюмин во время допросов в Петропавловской крепости был вынужден пользоваться французско-русским словарем, иначе его показания не могли запротоколировать.
В первое же утро после коронации Николай I вышел к придворным с русским приветствием "Доброе утро, дамы и господа!" и личным примером показал, что в русском императорском доме пора снова говорить по-русски.
Всего за несколько месяцев французский язык был исключен из делового оборота (кроме дипломатической переписки). В благородные семейства стали массово приглашать учителей русского языка и грамматики, чего ранее не делали.
Наверняка школьники постарше слышали от учителей, что даже Пушкин своё первое стихотворение написал на французском, а не русском языке. Если бы не решительные меры, принятые Николаем I, родная речь осталась бы живой только в крестьянских семьях.
4. Настаивал на массовом просвещении
За неполных 18 лет (1838-1856 гг) количество школ для крестьян увеличилось с 60 до 2,5 тысяч. Образование в них единовременно получали более 100 000 человек.
Понимая важность инженерного дела для развития страны, при Николае I было открыто много технических и инженерных училищ.
У современных школьников часто формируется искаженное представление о том, что о появления К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого образования, доступного крестьянам, в стране вообще не было. Это не так.
Крестьянских школ было довольно много. Однако, возможностью учиться крестьяне пользоваться не торопились. Взрослые не чувствовали необходимости обучаться грамоте. Да и детей в школы отпускали неохотно. Они были более полезны как помощники по хозяйству и няни для младших. Такое положение дел сохранялось до 20х гг ХХ века.
5. Называл Пушкина "умнейшим человеком России"
Именно Николай I вернул Александра Сергеевича из ссылки, инициировал прекращение судебного разбирательства после него и удостоил личной аудиенции, после которой отозвался о нём как об "умнейшем человеке России".
После гибели поэта император назначил его вдове пенсию. Но справедливости ради потребовал сокращения мемориальных мероприятий, посвященных трагическому событию. Всё же обстоятельства гибели Пушкина связаны с нарушением запрета на дуэли.
Это может быть полезным дополнением к текстам учебником, в которых рассказывается о введении жесточайшей цензуры и борьбы с коррупцией путем бесконечных и разнообразных ревизий.
В биографии императора можно найти и другие эпизоды, которые могут стать интересной темой для беседы с детьми и подростками: это и его выход в народ во время холерного бунта, и участие в военных походах, и отношения с супругой и детьми.
Как только история перестанет быть текстом на страницах учебника, а будет соотносится с вопросами, которые беспокоят и интересуют здесь и сейчас - она станет такой же частью жизни, как современные события. А понимать их, опираясь на исторический опыт, будет намного легче.
Похожие публикации нашего канала:
#николай I #русские императоры #отечественная история #история россии #беседы с детьми по истории #николай павлович #романовы #русские цари