Найти в Дзене

Николай I Павлович: 5 фактов об императоре, которые полезно обсудить с детьми

Оглавление

6 июля 1796 года родился Николай Павлович, третий из четырёх сыновей императора Павла Петровича. Он вошёл в отечественную и мировую историю как Николай I. Действительно, это имя ранее никогда не давалось представителям императорской фамилии. И как первый Николай в династии, он многим отличался от своих родственников. Среди исторических фактов, связанных с жизнью и правлением Николая I, есть несколько, которые могут стать интересной основой для беседы с детьми и подростками.

1. В детстве не признавал гуманитарных наук и учился без усердия

Как и другие дети в семье императора, Николай Павлович получил домашнее образование. Из всех наук его привлекали только военное дело, фортификация и инженерное дело.

А.П. Рокштуль. Великий князь Николай Павлович (1806 год). Изображение из открытых источников
А.П. Рокштуль. Великий князь Николай Павлович (1806 год). Изображение из открытых источников

Русский историк и литератор В.А. Муханов в своих воспоминаниях написал, что Николай Павлович осознал свой недостаточный уровень образования лишь после свадьбы, уже будучи взрослым. Он был в ужасе от своего неведения и старался восполнить пробелы. Это было очень сложно делать, поскольку выделить время на занятия взрослому человеку, да еще и члену императорской семьи, намного сложнее, чем ребенку и подростку.

Сохранилась запись королевы Виктории о русском императоре: "Ум его не обработан, воспитание его было небрежно". И это в 1844 году, когда Николаю Павловичу было уже 48 лет!

Это пример того, что иметь любимые и нелюбимые предметы - вполне нормально. Но саботировать учебу - плохая практика. Позже восполнить пробелы будет тяжелее.

2. Визуализировал свои проекты

С детства Николай Павлович очень любил рисовать и имел к этому способности. С 7 лет его учителем рисования стал сам глава Академии художеств Акимов.

Полученные навыки работы акварелью и карандашом очень пригодились императору в будущем. Многие свои проекты он мог не только рассказать, но и показать в виде схем, рисунков, набросков.

Собственноручный рисунок Николая Павловича (Изображение из открытых источников)
Собственноручный рисунок Николая Павловича (Изображение из открытых источников)

Хорошее владение техникой рисунка в сочетании с интересом к инженерному делу позволили ему принимать участие и в архитектурных проектах. Например, император участвовал в обсуждении проектно-инженерного решения при возведении купола Троицкого собора в Петербурге.

Троицкий собор, Санкт-Петербург (изображение из открытых источников)
Троицкий собор, Санкт-Петербург (изображение из открытых источников)

Если ребенок склонен дополнять свои идеи и размышления рисунками - это хорошая и полезная привычка. Правда, от рисования на полях школьных тетрадей лучше воздержаться. Зато можно купить удобный блокнот для скетчей.

Кстати, многие члены семьи Романовых отличались превосходными художественными способностями:

А тем, кто считает ИЗО "лишним" предметом можно напомнить, что искусства (музыка и рисование) были обязательным элементов общей культуры даже для детей императора. Навыки рисования пригодятся при освоении биологии, географии, истории. Умение анализировать форму, цвет и конструкцию предметов, которое тренируют рисовальщики, полезно для развития наблюдательности и мышления.

3. Вернул в императорский дворец и дворянские дома русский язык

К моменту восшествия Николая I на престол русскую речь было практически невозможно услышать во дворце и дворянских домах. Говорили преимущественно на французском, реже - на немецком.

Чтобы оценить масштабы повреждений, достаточно двух примеров:

  • Дениса Давыдова и его партизанскую группу во время войны 1812 года чуть не убили крестьяне, приняв всадников за французов. Они говорили между собой не по-русски (подробнее об этом курьёзном эпизоде можно прочитать в этой нашей публикации),
  • среди декабристов многие тоже с трудом изъяснялись по-русски. Братья Муравьевы-Апостолы, а Бестужев-Рюмин во время допросов в Петропавловской крепости был вынужден пользоваться французско-русским словарем, иначе его показания не могли запротоколировать.

В первое же утро после коронации Николай I вышел к придворным с русским приветствием "Доброе утро, дамы и господа!" и личным примером показал, что в русском императорском доме пора снова говорить по-русски.

Всего за несколько месяцев французский язык был исключен из делового оборота (кроме дипломатической переписки). В благородные семейства стали массово приглашать учителей русского языка и грамматики, чего ранее не делали.

Наверняка школьники постарше слышали от учителей, что даже Пушкин своё первое стихотворение написал на французском, а не русском языке. Если бы не решительные меры, принятые Николаем I, родная речь осталась бы живой только в крестьянских семьях.

4. Настаивал на массовом просвещении

За неполных 18 лет (1838-1856 гг) количество школ для крестьян увеличилось с 60 до 2,5 тысяч. Образование в них единовременно получали более 100 000 человек.

Понимая важность инженерного дела для развития страны, при Николае I было открыто много технических и инженерных училищ.

У современных школьников часто формируется искаженное представление о том, что о появления К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого образования, доступного крестьянам, в стране вообще не было. Это не так.

Крестьянских школ было довольно много. Однако, возможностью учиться крестьяне пользоваться не торопились. Взрослые не чувствовали необходимости обучаться грамоте. Да и детей в школы отпускали неохотно. Они были более полезны как помощники по хозяйству и няни для младших. Такое положение дел сохранялось до 20х гг ХХ века.

5. Называл Пушкина "умнейшим человеком России"

Именно Николай I вернул Александра Сергеевича из ссылки, инициировал прекращение судебного разбирательства после него и удостоил личной аудиенции, после которой отозвался о нём как об "умнейшем человеке России".

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

После гибели поэта император назначил его вдове пенсию. Но справедливости ради потребовал сокращения мемориальных мероприятий, посвященных трагическому событию. Всё же обстоятельства гибели Пушкина связаны с нарушением запрета на дуэли.

Это может быть полезным дополнением к текстам учебником, в которых рассказывается о введении жесточайшей цензуры и борьбы с коррупцией путем бесконечных и разнообразных ревизий.

В биографии императора можно найти и другие эпизоды, которые могут стать интересной темой для беседы с детьми и подростками: это и его выход в народ во время холерного бунта, и участие в военных походах, и отношения с супругой и детьми.

Как только история перестанет быть текстом на страницах учебника, а будет соотносится с вопросами, которые беспокоят и интересуют здесь и сейчас - она станет такой же частью жизни, как современные события. А понимать их, опираясь на исторический опыт, будет намного легче.

Похожие публикации нашего канала:

#николай I #русские императоры #отечественная история #история россии #беседы с детьми по истории #николай павлович #романовы #русские цари