Вот такое замысловатое название мы придумали для нашего нового материала. И история под стать названию! Необычна и сама фигура Спасителя, подаренная в Музей, но не менее интересна судьба школьника, который преподнес такой дар Музею истории религии.
Итак, обо всем по порядку...
В 2019 году в Музее истории религии проходила выставка «Стоп! Снято!», на которой демонстрировались музейные экспонаты, «снимавшиеся» в кино. Начиная с самого открытия, музей активно сотрудничал с кинематографистами, предоставляя не только научные консультации, но и вещи, которые требовались для съемок. Но в музейном собрании есть один экспонат, который связан с советским кинематографом другим образом. Речь идет о деревянной скульптуре сидящего Христа – кустарной работе деревенского резчика из Ярославской губернии.
Вся фигура грубо вырезана из дерева, руки прикреплены к туловищу с помощью болтов, а ноги укреплены на шарнирах таким образом, что их можно сгибать и разгибать в коленях. Волосы и борода Христа выкрашены коричневой краской, по-видимому, фигуру облачали в какие-то одежды, но в музей она поступила без них.
Деревянная скульптура была не самым популярным видом религиозного искусства в России, до XVII столетия таких памятников практически не было. Считается, что традиция вырезать фигуры из дерева возникла под влиянием искусства соседних католических земель – Литвы, Польши, Германии. Выразилось это в появлении деревянной скульптуры в храмах. Особенную популярность приобрели изображения «Христа в темнице» или «Полуночного Спаса». Церковь боролась с деревянной скульптурой, Святейший Синод в 1722 году прямо запретил «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные». Тем не менее, во многих отдаленных православных церквях на Севере и в Центральной России такие скульптуры сохранялись вплоть до ХХ века.
Деревянную фигуру Спасителя Музею истории религии подарил в 1935 году ленинградский школьник Алексей Смирнов. С его слов музейные работники записали, что Спасителя он получил в деревне Шуклино Даниловского района «от столетнего старика Шлыкова Леонтия Ивановича, по объяснению последнего фигуру делал его отец, умерший давно в преклонном возрасте, т.е. статуе не меньше ста лет. Отец Шлыкова, изготовивший "Спасителя" молился ему так же, как и сам он до самого последнего момента - когда была взята статуя».
Фигура Христа, вырезанная деревенским резчиком для собственных религиозных нужд, несомненно вызвала интерес в Музее истории религии, где с 1934 года базировалась исследовательская группа по изучению бытовой религиозности и где организовывались экспедиции, изучавшие народную религиозность в различных районах СССР. Но, конечно, в 1935 году никто не мог предположить, что интерес будет представлять не только уникальный экспонат, но и личность дарителя. Одна из самых распространенных в России фамилий – Смирнов, и такое же распространенное имя, практически не позволяли надеяться, что о личности дарителя можно получить какие-то дополнительные сведения. Единственное, что еще было о нем известно – это адрес проживания: ул. Петра Лаврова, д.44, кв.3. Сейчас на доме 44 по ул. Фурштадтской (бывшая Петра Лаврова) висит мемориальная доска с надписью «В этом доме с 1946 по 1979 жил русский артист Алексей Макарович Смирнов».
Алексей Макарович Смирнов – выдающийся актер, мастер эпизода, более всего известный по ролям в фильмах Леонида Гайдая («Операция Ы и другие приключения Шурика») и Леонида Быкова («В бой идут одни «старики»), почти всю жизнь прожил в одном доме. Актер родился в небольшом городе Данилове Ярославской губернии в 1920 году. А уже через шесть лет его семья – отец Макар Степанович Смирнов, мать Анна Ивановна, и младший брат Аркадий переехали в Ленинград, где им выделили две небольшие комнаты в коммунальной квартире на улице Петра Лаврова. Отец скоропостижно скончался, мать осталась с двумя детьми на руках. Старший – Алексей, в 1930-е годы учился в трудовой школе №12 и там же занимался в драмкружке. Это – общеизвестные факты биографии актера. Теперь мы знаем еще один небольшой эпизод из его юношеской жизни – Смирнов подарил Музею истории религии уникальный экспонат, привезенный им из родных краев – Даниловского района Ярославской области.
Ну а позднее в его жизни были учеба в студии Театра музыкальной комедии, фронт, возвращение в театр, работа в кино и всесоюзная известность. Но это уже совершенно другая история…