Найти в Дзене

История шедевра: "Железопрокатный стан" ("Современные циклопы") Адольфа Менцеля

19-й век, век стали и пара, стал свидетелем не только развития промышленности, но и новых тем в живописи. Теперь простые рабочие нашли свое место рядом с мифологическими героями и святыми, вы, наверное, знаете подобные работы Гюстава Курбе и Жана-Франсуа Милле. И все же одним из самых знаковых изображений физического труда в истории искусства является "Чугунопрокатный стан", нарисованный Адольфом Менцелем.

Адольф Менцель (1815-1905) был одним из самых выдающихся немецких художников 19-го века. Он был реалистом, известным своими рисунками, офортами и картинами. Менцель родился в Бреслау (Силезия), но в 15 лет он переехал в Берлин, где учился в Берлинской академии искусств. В первые годы своего пребывания в столице он создавал в основном рисунки и офорты, в том числе серию иллюстраций, посвященных творчеству Фридриха де Гроссена (1843-1849).

В это время Менцель начал самостоятельно изучать живопись и вскоре создал множество работ, в основном сцен повседневной жизни. Среди них "Рыночная площадь в Вероне", "Бальный ужин" и "На исповеди". Его картины демонстрируют острое наблюдение и непревзойденное мастерство и сосредоточены на современных людях, изображенных в различных ситуациях повседневной жизни. Его работы ценили не только Отто фон Бисмарк и король Вильгельм I, но и Эдгар Дега, который восхищался и копировал его работы, называя его “величайшим из ныне живущих мастеров”.

Адольф Менцель, "Ужин на балу", 1878 год,
Адольф Менцель, "Ужин на балу", 1878 год,

"Железопрокатный стан", также называемый "Современными циклопами", является одной из самых известных картин Менцеля. Это групповая сцена в промышленной обстановке: десятки рабочих показаны во время тяжелой заводской работы, они собрались вокруг открытого очага печи на заводе в Кенигсхютте, в Верхней Силезии. Менцель отправился туда в 1872 году, чтобы ознакомиться с условиями работы и сделать несколько подготовительных набросков. Результат был ошеломляющий – это одна из тех театральных картин, в которых можно восхищаться общей композицией, но также обращать внимание на отдельные детали с их собственной динамикой и взаимодействием.

Адольф Менцель, "Чугунопрокатный завод" (современные циклопы), 1872-1875, Государственный музей, Берлин, Германия.
Адольф Менцель, "Чугунопрокатный завод" (современные циклопы), 1872-1875, Государственный музей, Берлин, Германия.

В центре композиции Менцель поместил группу рабочих, ответственных за важнейшую задачу прокатки чугуна. Благодаря игре света и тени, созданной художником, зритель может почти ощутить жар раскаленного железа. То, как показаны персонажи, их позы и напряженные мышцы, выражают их тяжелую работу.

Адольф Менцель, "Железопрокатный стан" (современные циклопы), 1872-1875,  Государственный музей, Берлин, Германия. Фрагмент.
Адольф Менцель, "Железопрокатный стан" (современные циклопы), 1872-1875, Государственный музей, Берлин, Германия. Фрагмент.

Справа мы видим группу людей, отдыхающих от работы. У уставших мужчин есть несколько минут, чтобы выпить и съесть немного еды, которую они принесли с собой на завод. Большинство персонажей сосредоточены на своих занятиях, однако один мальчик смотрит прямо на зрителя, и у него довольно тяжелый, жалкий взгляд. Однако главной заботой Менцеля была не социальная критика, а художественная задача - изобразить производственный процесс и различные группы людей, вовлеченных в него.