Продолжу тему книг детства. Точнее — начну с нее.
Когда я писала о Роберте Лоуренсе Стайне, то не упомянула, что благодаря ему узнала о книгах-играх. Эта такой литературный формат, где читатель участвует в формировании сюжета.
Например, стоит витязь на распутье, а ворон, что сидит перед ним на камне, говорит: «Как прямо ехати — на странице 157 быти, направа ехати — на 259».
Дальше читатель выбирает нужную страницу, переходит на нее и узнает, что происходит с его персонажем. В игре могут быть задействованы дополнительные штуки — кубики, например.
В детстве у меня были только книги-игры Стайна, они, кстати, не особо увлекали. Позднее я узнала, что в России аналогичные истории начали издаваться еще в 1991 году. У нас даже есть свои имена — например, писатель-фантаст Дмитрий Браславский. Он издал первую в России книгу-игру — «Подземелья Черного замка».
Тираж истории составил сто тысяч экземпляров. Это очень (очень!!!) много. Для сравнения: в 2018 году средний тираж печатной книги был 3698 экземпляров, статистика прошлого года еще печальнее — 2500. В 1990-е статистика, конечно, была красивее, но даже для тех лет сто тысяч — это 😱.
Книги-игры российских авторов издаются до сих пор: есть издательство, которое специализируется только на них — проект Сергея Селиванова из Чебоксар.
В прошлом году я обнаружила, что текстовые квесты теперь можно найти в AppStore, превратился в приложение и тот самый «Черный замок». Я прошла за неделю все, что смогла скачать. В таком формате они увлекли меня больше книг: благодаря музыке и картинкам глубже погружаешься в историю.
Прошла — и забыла. Но недавно ко мне попал уже комикс-игра «Оборотень», его выпустило издательство настольных игр Hobby World. Повествовательные принципы те же: переходишь от фрейма к фрейму и создаешь свой уникальный сюжет.
Главный герой истории — юный ученик мага Эорат, которого кусает оборотень. Парнишке передалось проклятие и теперь ему нужно учиться жить дальше, при этом с одной стороны — охотники на оборотней, со второй — собственные убийственные метаморфозы, а с третьей — другие оборотни. Действие разворачивается в условном Средневековье — в деревушке Шипоблан и округе.
На начальном этапе игрок заполняет карточку персонажа и древо навыков. По мере игры он собирает артефакты, прокачивает навыки. Еще есть особый диск, который нужно крутить для того, чтобы пройти испытания.
Я сначала думала, что комикс создали в России, но нет — он переводной, вышел во французском издательстве Makaka Editions. А жаль! Мне кажется, у нас много художников комикса с похожей стилистикой и крутыми идеями.
До конца я комикс пока не прошла, но формат мне нравится. Идеально, например, для поезда или самолета. Но все же: обычные книги я люблю больше)
Играли в такие книги-игры? Еще интересно: как вы считаете, это еще литература или уже нет?)