Найти тему
ИстПросвет

Мог ли немецкий ас Эрих Хартманн за время войны сбить 352 самолета

Оглавление

Считается, что немецкий летчик Эрих Альфред Хартманн был самым результативным пилотом Второй мировой войны. На его счету 1400 боевых вылетов, 800 воздушных боев и 352 сбитых самолета, из которых 347 - на советском фронте. Для сравнения, Александр Иванович Покрышкин по официальным данным за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в составе группы. Иван Никитович Кожедуб сбил 62 самолета противника. Возникает закономерный вопрос, не являются ли результаты Хартманна "липой", и с этим я предлагаю разобраться прямо сейчас.

Подозрительно много вылетов

Начнем, пожалуй, с того, что Хартманн не был самым результативным летчикам по количеству вылетов. Другой кавалер Бриллиантов к Рыцарскому кресту, Ханс-Ульрих Рудель, за время войны совершил более 2500 боевых вылетов и в этом смысле превзошел Хартманна. Поэтому не стоит удивляться тому, что Хартманн один совершил больше полетов, чем вся эскадрилья "Нормандия-Неман". Такое случалось не только с ним. По количеству воздушных побед Хартманн был, безусловно, лидером. Но следующий за ним по очереди немецкий ас Герхард Баркхорн сбил 274 самолета противника, что тоже сильно впечатляет.

Ответ на поставленный вопрос

Летчики люфтваффе, включая Хартманна, совершали по несколько боевых вылетов за день. Отсюда бралось немыслимое на взгляд неосведомленного человека их общее количество. Это первое. Второй важный момент состоял в том, что немцы, согласно описанию атак, оставленному Хартманном, сначала наносили удар по группе истребителей прикрытия, потом по бомбардировщикам, а дальше, в случае удачи, по группе зачистки. Таким образом, за один вылет Хартманну попадалось на прицел поочередно по 6-10 самолетов.

Третья причина множества выигранных Хартманном боев состояла в том, что никаких боев - в традиционном понимании этого слова - Хартманн не вел. Еще раз прошу обратить внимание: за все время войны первый ас люфтваффе не провел почти ни одного воздушного боя! Как же так!

Внезапный удар с высоты

С немецкой пунктуальностью он придерживался тактики нападения из засады. Во время полета Хартманн набирал высоту, выискивал цель, пикировал на нее, приближался максимально близко, стрелял, когда промахнуться было почти невозможно, и немедленно исчезал. Сбил он самолет противника или не сбил - было уже не важно. На этом бой заканчивался.

Советские летчики с плохо скрываемым раздражением писали в своих мемуарах о немецких асах типа Хартманна, которым невозможно было навязать ближний бой. Они занимались свободной охотой. Технические характеристики немецких истребителей это позволяли. В воспоминаниях Хартманн пишет: "Мы подходили к району боя на высоте 5,5-6 км". При этом потолком высоты для советских истребителей Як-3 были 3-3,5 км., о чем можно узнать, например, из книг авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. При такой разнице охотиться на низколетящие "Яки" было гораздо легче, чем сшибаться с ними лоб в лоб.

Эрих Альфред Хартманн (1922-1993)
Эрих Альфред Хартманн (1922-1993)

Дилемма подбитого летчика

И последнее. За всю свою боевую карьеру Хартманн совершил 14 вынужденных посадок. Бывали случай, когда он выбрасывался с парашютом, оставляя машину, у которой закончился бензин. Только советские летчики героически возвращались на аэродромы на изрешеченных самолетах, спасая сверхценное "железо". Немцы в таких случаях больше заботились о своей жизни. И это давало результаты. Достаточно вспомнить, как за один день Иоханнес Визе совершил пять вынужденных посадок, но сбил 12 самолетов.

Постскриптум

А теперь подведем итоговую черту. Эрих Хартманн был, конечно, незаурядным пилотом. Но и в советских летных полках хватало талантов. А. Покрышкин, И. Кожедуб, А. Кожевников и многие другие вряд ли уступали ему в мастерстве управления самолетом или в понимании того, как нужно вести себя в небе. Хартманн сам признавал заслуги А. Покрышкина в разработке тактики современного воздушного боя.

Дело было не в этом. Немецкое командование позволяло своим асам самим принимать решение, атаковать им врага или нет. У нас дисциплина и требование Устава были гораздо строже. Технически наши самолеты не давали возможности использовать тактику засады. Да и войну нужно было выигрывать, в конце концов.

Источник: Толивер Р.Ф., Констебль Т. Дж. Эрих Хартман - белокурый рыцарь рейха. Автор предисловия А. Больных

Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и будьте здоровы

О неточностях и опечатках в тексте просьба сообщить автору