Найти в Дзене
музыка | filumjazz

Лонгрид. Gerry Mulligan. Часть первая. От рождения Cool-jazz до рождения Pacific Jazz.

Этот текст вышел ровно год назад на канале БиС. Пришло время продублировать его здесь.

Эти "два шага назад" будем трактовать как спин-офф основной истории.

Речь пойдёт об одном из сооснователей стиля кул-джаз (cool-jazz) Джерри Маллигане (для своих в кругу джазменов Джеру), который после своей непродолжительной жизни в Нью-Йорке в период создания звучания cool в соавторстве с Майлзом Дэвисом, Гилом Эвансом, Джоном Льюисом и Джонни Каризи, переехал на Западное побережье и посеял там семя нового стиля, позже получившего своё второе название "west coast jazz".

Джерри Маллиган
Джерри Маллиган

Джерри Маллиган родился в Квинс-Виллидж, Квинс, Нью-Йорк, США, в семье инженера. Работа его отца способствовала частым переездам семейства по всей стране. Когда Джерри было меньше года, семья переехала в Марион, штат Огайо, где его отец устроился на работу в компанию Marion Power Shovel Company. С требованиями ухода за большим домом и четырьмя маленькими мальчиками, мать Маллигана наняла афроамериканскую няню по имени Лили Роуз, которая особенно полюбила младшего из четырёх детей - Джерри. Когда он стал старше, Маллиган начал проводить время в доме Роуз. Иногда через город проезжали чернокожие музыканты, и, поскольку многие мотели не принимали их, им часто приходилось оставаться в домах чернокожего сообщества. Молодой Маллиган время от времени встречал таких музыкантов в доме Роуз. Так, практически с пелёнок, Джерри впитал любовь к джазу.

В возрасте 14-ти лет Джерри, когда его семья уже жила в Детройте, начинает учиться игре на кларнете у музыканта танцевальной группы Сэмми Корренти. Кроме уроков игры на инструменте преподаватель поощряет интерес Джерри к аранжировке.

В какой-то момент юноша осваивает саксофон и начинает играть в танцевальных ансамблях. Позже, когда семья Джерри переедет в Филадельфию, он организует школьный биг-бэнд, для репертуара которого будет писать самостоятельные аранжировки.

Первые свои деньги за написание аранжировок Маллиган заработал в 16 лет, обратившись на местную радиостанцию с предложением писать аранжировки для домашней группы станции. Работа молодого музыканта настолько понравилась руководителю, что тот начал регулярно покупать партитуры у молодого парня.

В январе 1946-го года, немного оперившись, Маллиган переезжает в Нью-Йорк. Там он присоединился к аранжировщикам в оркестре Джина Крупы. Внутри оркестра он знакомится с другим аранжировщиком, пишущем для ансамбля, Гилом Эвансом. В какой-то момент они становятся друзьями и Джерри переезжает жить в его нью-йоркскую квартиру, которая была пристанищем ряда джазовых музыкантов, ведущих споры о дальнейшем развитии джаза и поисков новых путей самовыражения. Таким образом Маллиган вливается в кружок создания новой джазовой идиомы.

Музыканты кружка Гила Эванса вынашивали идею реализации багажа аранжировки для больших свинговых оркестров применительно к камерным джазовым составам. Как итог творческой работы был создан нонет (ансамбль из девяти музыкантов) и авторские аранжировки пьес для него участников кружка. Что интересно, музыканты сознательно решили отказаться от основного гармонического инструмента ритм-секции — фортепиано. Маллиган написал и аранжировал большее количество номеров: сначала три пьесы ("Rocker", "Venus de Milo", и "Jeru", последняя названа в его честь: «Jeru» — кличка, которую получил молодой Маллиган с лёгкой руки Майлза Дэвиса) и затем аранжировал еще три ("Deception", "Godchild", и "Darn That Dream").

Майлз Дэвис, Ли Конитц, Джерри Маллиган
Майлз Дэвис, Ли Конитц, Джерри Маллиган

Из всех участников кружка только у Майлза Дэвиса было понимание в важности фиксации получившегося звучания в студии, да и сольные альбомы из всего кружка к этому времени выходили только у него. Как говорил сам Джерри о Майлзе: «привел теории в действие, назначил репетиции, арендовал залы и вообще щелкнул кнутом». В итоге в течении 1949-го и 1950-го годов были, благодаря энергии и связям Дэвиса, реализованы несколько сессий записи на Capitol records. Так вот Джерри Маллиган был одним из четырех музыкантов, игравших на всех записях, вместе с Дэвисом, Конитцем и Барбером. Ансамбль просуществовал недолго и был без особого энтузиазма принят публикой в то время. Но записи-то остались.

Выборочные записи тех сессий выпускались в виде синглов в те годы, но целиком все треки были скомпилированы в полноценный альбом только в 1957-м под названием Miles Davis - Birth Of The Cool.

Обложка альбома Birth Of The Cool Майлза Дэвиса
Обложка альбома Birth Of The Cool Майлза Дэвиса

Miles Davis - Arranger, Composer, Leader, Primary Artist, Trumpet
Gil Evans - Arranger
Johnny Carisi - Arranger, Composer
Gerry Mulligan - Arranger, Composer, Guest Artist, Liner Notes, Sax (Baritone)
John Lewis - Arranger, Composer, Guest Artist, Piano
Kenny "Pancho" Hagood - Vocals
Lee Konitz - Sax (Alto)
Sandy Siegelstein - French Horn
Gunther Schuller - French Horn
Junior Collins - French Horn
J.J. Johnson - Trombone
Kai Winding - Trombone
Billy Barber - Tuba
John Barber - Tuba
Al Haig - Piano
Al McKibbon - Bass
Joe Shulman - Bass
Nelson Boyd - Bass
Max Roach - Drums, Guest Artist
Kenny Clarke - Drums

После сотрудничества с Майлзом Джерри продолжает сотрудничать с различными оркестрами в качестве аранжировщика, а так же принимает участие в различных малых хард-боп ансамблях Нью-Йорка.

В сентябре 1951-го года музыканту выпадает возможность сделать свою первую сольную запись на студии. Пластинка получила название «Mulligan Plays Mulligan»:

Обложка альбома Gerry Mulligan - "Mulligan Plays Mulligan”
Обложка альбома Gerry Mulligan - "Mulligan Plays Mulligan”

Gerry Mulligan - Composer, Sax (Baritone)
Allen Eager - Sax (Tenor)
Max McElroy - Sax (Baritone), Sax (Tenor)
Jerry Lloyd - Trumpet
Jerry Hurwitz - Trumpet
Nick Travis - Trumpet
Ollie Wilson - Trombone, Trombone (Valve)
George Wallington - Piano
Gail Madden - Maracas, Marimba
Phil Leshin - Bass
Walter Bolden - Drums

Как видно из названия, состояла она исключительно из авторских пьес музыканта.

В начале 1952-го года Джерри переезжает в Лос-Анджелес, где начинает писать аранжировки оркестру Стена Кентона. Здесь он начинает вовсю применять идеи Birth Of The Cool. Послушайте его авторскую аранжировку пьесы Young Blood для оркестра. Правда ведь напоминает по звучанию знаменитую пластинку Майлза?

Кроме работы аранжировщиком в оркестре, Джеру начинает вечерами играть в клубе The Haig, где знакомится с молодым трубачом Четом Бейкером.

Чет Бэйкер и Джерри Маллиган
Чет Бэйкер и Джерри Маллиган

Примерно в то же время трио вибрафониста Рэда Норво (с гитарой и басом) стало выступать в качестве хедлайнеров в клубе, что избавило владельцев от необходимости хранить рояль у себя: до этого главным музыкантом клуба был пианист Эррол Гарнер. Здесь, как нельзя кстати, помогли компетенции Джерри в аранжировках к без фортепианному нонету Майлза Дэвиса. В этот раз задача стояла чуть сложнее, аранжировки нужно было расписывать для квартета с самим Джеру на баритон-саксофоне, с Бейкером на трубе, Бобом Уитлоком на басу и Чико Гамильтоном на барабанах. Эти ранние концерты были записаны Ричардом Боком на портативную катушечную магнитофонную деку. Эти записи-то и стали стартовой точкой лейбла Pacific Jazz и открыли миру "новое" звучание джаза западного побережья: звучание нового квартета Маллигана стало главной изюминкой нового джаза всего побережья.

Квартет Джерри Маллигана
Квартет Джерри Маллигана
Обложка альбома Gerry Mulligan Quartet - "Gerry Mulligan Quartet Mulligan Vol.1”
Обложка альбома Gerry Mulligan Quartet - "Gerry Mulligan Quartet Mulligan Vol.1”

Gerry Mulligan - Composer, Sax (Baritone)
Chet Baker - Composer, Trumpet
Bobby Whitlock - Bass
Chico Hamilton - Drums

Новое звучание лейбла Pacific Jazz заразит не только музыкантов Западного побережья. Звучание западного побережья хлынет волной на восточное и, преодолев Атлантику, захлестнёт Европу, включая джазовую моду в СССР.

Я, наконец, принял решение довести до конца повествование о таланте американского саксофониста, поэтому следите за продолжением в ближайшее время.

Если понравилось, не забудьте подписаться!

Прочитать полную мою историю о творчестве Майлза Дэвиса можно по ссылкам:

Лонгрид. Шаг вперёд. Miles Davis. История джазового пророка. Часть третья.
filumjazz8 августа 2023

Ещё спин-оффы к основной истории:

Лонгрид. Два шага назад. Gil Evans. От рождения Cool-jazz до музыки Джими Хендрикса.
filumjazz1 августа 2023
Лонгрид. Два шага назад. John Lewis. От рождения cool-jazz до MJQ.
filumjazz8 августа 2023

#filumjazz