Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

По лужайкам в пышных юбках

Когда ты дама в платье с пышной юбкой, и тебе хочется погулять, мода и природа могут вступить в противоречие друг с другом! И этим противоречием мы с вами можем полюбоваться на некоторых английских портретах XVIII века.

В моде тогда были фижмы - специальные каркасы с обручами, на которых покоились юбки. В начале века фижмы были круглыми, а затем стали плоскими спереди и сзади, а вот по бокам остались широкими. В парадном платье и не во всякую дверь пройдёшь! И не везде присядешь...

Портрет четы Эндрюс, Томас Гейнсборо, 1748. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи
Портрет четы Эндрюс, Томас Гейнсборо, 1748. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи

Прогулки на свежем воздухе тогда не были ещё так популярны, какими они станут в XIX веке (недаром героини Джейн Остин то и дело прогуливаются, любуясь природой). Зато портреты на фоне пейзажа были в моде. Английская знать вообще предпочитала большую часть года проводить не в столице, а в собственном поместье. Так что нередко аристократов и аристократок запечатлевали не в гостиных, а где-нибудь в парке или на лужайке.

Члены семьи Менйрад в парке в Уолтоне, Артур Дэвис, 755 /1762. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)
Члены семьи Менйрад в парке в Уолтоне, Артур Дэвис, 755 /1762. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)

Нет-нет, это вовсе не значит, что английской леди действительно приходилось долго брести по полям в роскошном шёлковом платье, да ещё и волочить за собой шлейф, чтобы потом позировать, сидя на бревне или скамейке. Природу можно было и отдельно написать. Ну или попозировать на природе в чём-нибудь попроще.

Портреты четы Стрикленд в парке Бойтон-холла, Артур Девис, 1751. (с) из коллекции Художественной галереи Ференс
Портреты четы Стрикленд в парке Бойтон-холла, Артур Девис, 1751. (с) из коллекции Художественной галереи Ференс

Но вот если совмещать на портрете парадное платье и неширокое сиденье - например, местечко у корней дерева - тут уж приходилось с пышной юбкой что-нибудь делать!

Ну а что с ней поделаешь? Фижмы, в общем-то, довольно гибкая конструкция. Села, пышная юбка по бокам вздыбилась... Зато уместилась!

Слева - автопортрет художника с семьёй, Томас Гейнсборо, ок. 1748. (с) (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Справа - женский портрет, Томас Гейнсборо, ок. 1750. (с) Из коллекции Художественного музея Кимбелл (Форт-Уэрт)
Слева - автопортрет художника с семьёй, Томас Гейнсборо, ок. 1748. (с) (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи. Справа - женский портрет, Томас Гейнсборо, ок. 1750. (с) Из коллекции Художественного музея Кимбелл (Форт-Уэрт)

Словом, хорошо, что в XIX веке женские прогулочные наряды будут уже лучше приспособлены для, собственно, прогулок...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!