"Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона - одно из главных произведений мировой литературы девятнадцатого века, а творчество самого Байрона оказало существенное влияние на многих писателей и поэтов, в том числе русскоязычных.
Недаром после публикации первых песен поэмы «Чайльд-Гарольда» в литературе закрепился термин "байронизм".
Байронизм обозначает бунтарскую позицию и безграничную рефлексию, которые присущи главному герою поэмы.
Смысл названия
Паломничество - это путешествие верующих к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии.
Выбирая именно это слово для названия своего произведения, Байрон явно вкладывал несколько иное значение в него. Его герой на самом деле отправляется в путешествие, однако не по религиозным местам, а туда, где происходят важные события, связанные с освободительной войной. Знакомясь с новыми местами, с историей и традициями народа, с его великими деятелями, главный герой внутренне обогащается, изменяется, духовно преображаясь.
Черты романтизма
Герой, скучающий, одинокий, "оторванный" от общества, не принимающий это общество, понимающий, что необходимы изменения, но не привыкший к действиям.
"Бегство" героя от реальности, обыденности в романтические, необычные страны.
"Экзотические" картины царственной природы средиземноморских островов, албанских гор, венецианских каналов; свободолюбие Испании, Греции.
Композиция
Поэма состоит из четырех песен, каждая рассказывает об определенной стране.
Песнь первая. Португалия и Испания
Песнь вторая. Греция и Албания
Песнь третья. Бельгия, Германия, Швейцария
Песнь четвертая. Италия
"Композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд-Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Поток лирических, субъективных мыслей вызывается ассоциативной связью с тем, что видит Гарольд, а также управляется общими лейтмотивами, главный из которых — проблема свободы. Эпический пласт путешествия обретает лирико-романтический характер за счет образов природы, и прежде всего моря — символа неуправляемой и независимой свободной стихии". (Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум)
Проблематика
Центральная проблема поэмы - тема свободы. Причем понятие свободы здесь рассматривается с двух сторон: свобода личности - внутреннее проявление - и свобода народа - внешнее. Последнее и предопределяет выбор тех мест, куда отправляется в путешествие Гарольд.
"В первой песни «Чайльд-Гарольда» Байрон показывает, что Испанию, захваченную французами, может освободить только сам народ, весь народ. В раскрытии проблемы свободы с этой стороны автора поэмы интересует личность как воплощение тирании. Тиран унижает достоинство народа, и только постыдный сон, лень, смирение народа позволяют ему держаться у власти. Порабощение других народов выгодно лишь единицам-тиранам. Но вину за него несет и весь народ-поработитель". (Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум)
В четвертой песне появляется еще одна проблема - роль поэта, искусства в борьбе за свободу народов. И на первое место выходит образ самого поэта, Гарольд же как бы уходит на второй план.
"Поэт сравнивает себя с каплей, влившейся в море, с пловцом, сроднившимся с морской стихией. Эта метафора становится понятной, если учесть, что в образе моря воплощен народ, веками стремящийся к свободе. Таким образом, автор в поэме — поэт-гражданин, который вправе воскликнуть: «Зато я жил, и жил я не напрасно!» (Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум)
Главный герой
"С первых строк перед читателем предстает образ юноши, который изверился в жизни и людях. Его характеризуют душевная опустошенность, разочарование, беспокойство и болезненное стремление к бесконечным странствиям. Под напускной личиной холодного равнодушия скрывается «роковая и пламенная игра страстей».
Он «бросает свой замок родовой», садится на корабль и покидает родину; его тянет на Восток, к чудесным берегам Средиземного моря, в волшебные южные страны. «Прощание» Чайльд Гарольда с родиной - одно из самых волнующих мест поэмы. Здесь с огромной лирической силой раскрывается глубокая душевная драма героя:
Вверяюсь ветру и волне,
Я в мире одинок.
Кто может вспомнить обо мне,
Кого б я вспомнить мог?" (История зарубежной литературы ХIХ века под редакцией Н.А.Соловьевой)
Практически такую же характеристику Гарольду дает и другой исследователь:
"Он рано пресытился жизнью, его охватила глубочайшая меланхолия, «болезнь ума». Он утратил связь с окружающим миром, страшное чувство одиночества стало для него привычным. Доведенный до предела эгоцентризм приводит к тому, что герой перестает испытывать укоры совести, совершая дурные поступки, он никогда не осуждает себя, всегда считает себя правым. Таким образом, свободный от общества герой несчастен, но независимость для него дороже покоя, уюта, счастья". (Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум)
Основные черты психологии Гарольда - это рефлексия и двойственность, потому что ему присущ дух бунтарства, он несет гибель всем, кто его любит, нигде не находит утешения, но и сам страдает от этого.
Влияние произведения на литературный процесс
После публикации поэмы появились понятия "байронический герой" и "мировая скорбь".
Это герой, разочарованный в соблазнах мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни слава. Основное его душевное состояние - тоска, которую и называют "мировой скорбью".
Так стали именовать глубокую, мучительную тоску, которая бывает вызвана самим состоянием мира, а не чем-то конкретным в жизни героя.
Чайльд -Гарольд - не национальный, а интернациональный тип эпохи, душа которого протестует против неволи, духовной нищеты, ограниченного существования и стремится в мир чистых и светлых чувств, красоты природы, высоких идеалов, но мир слишком жесток для него.
"У Гарольда есть блистательные литературные предшественники – Гамлет, Вертер – и не менее замечательные воспреемники: Печорин лишь наиболее последовательный и яркий. Но ни до появления этого персонажа, ни в более поздние времена не было настолько прочного единства психологических побуждений, вызванных упорно преследующей человека мыслью, что он в разладе со всем миропорядком, и условий действительности, которая внушала именно скорбь – причем не как частное мироощущение одиночки, а как чувство до какой-то степени неизбежное, направляемое всем характером тогдашней жизни". (Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум)
Задания
9. В каких произведениях русской литературы изображен герой, который "бежит от мира", и в чём эти произведения созвучны поэме Байрона?
9.1. Кого из героев русской литературы можно сопоставить с Чайльд-Гарольдом? Какие черты сходства и отличия можно отметить?