Найти в Дзене
iluminary | лингвистика

Несколько слов о фонетике


Фонетика в настоящее время – это высокоразвитая отрасль лингвистики, которая обладает своими методами исследования и специальной терминологией. Различают артикуляторную фонетику (описание звука с точки зрения образования органами речи человека; самая старая и наиболее разработанная часть фонетики), акустическую (описание звука с позиции акустических свойств) и перцептивную (описание звука в терминах его физического воздействия на человека; на данный момент разработана хуже остальных двух видов фонетики).

Артикуляционная фонетика изучает образование звуковых единиц говорящим человеком при помощи использования речевых органов. В истории фонетики долго спорили, что важнее изучать артикуляцию или звучание; первое время предпочтение отдавалось созданию звука, поскольку для этого не нужна специальная аппаратура. Отсюда пошло деление звуков на гласные и согласные. Гласные звуки образуются, когда воздух проходит свободно через полость зева и рта без препятствий со стороны зубов, языка, губ и пр. Согласные звуки образуются при наличии препятствия.

Гласные звуки в основном классифицируют на основе трех артикуляторных критериев: степень открытости полости рта (закрытые и открытые), положение языка (передние и задние) и положение губ (огубленные и плоские).

Согласные звуки могут быть взрывными (на пути воздуха сплошная преграда); фрикативными (частичное препятствие). Точкой артикуляции или основным местом возникновения преграды могут быть губы, зубы, альвеолы (бугорки у корней верхних зубов), твердое небо, мягкое небо, язычок, глотка (фаринкс). Артикулятор – орган, приближающийся к точке артикуляции: апикальные согласные (артикулятор – кончик языка); дорсальные (спинка языка). Иные виды согласных звуков: дентальные (кончик языка у верхних зубов); велярные (спинка языка у мягкого неба) и пр.

Акустическая фонетика изучает то, что получилось в результате работы произносительных органов. Основными акустическими характеристиками звука являются: высота (зависит от частоты колебаний); сила (от амплитуды колебаний); длительность (продолжительность во времени) и тембр (индивидуальное качество акустических признаков). Основным объектом изучения акустической фонетики является – акустический речевой сигнал, то есть передающиеся по среде добавочные (по сравнению с атмосферным давлением) колебания воздушного давления, которые являются результатом работы органов речи человека. Изменения звукового давления – это волны, распространяемые в какой-либо среде. С акустической точки зрения звук речи – это результат воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздуха. Акустическая фонетика достигла поразительных успехов после второй мировой войны. Применение специальных приборов позволило разлагать сложные звуковые волны на отдельные составляющие; был совершен прогресс в искусственном воссоздании опознаваемых высказываний на отдельных языках.

Перцептивная фонетика изучает то, как звуки воспринимаются человеком, слушающим речь. Основная задача выяснить, как носители языка используют звуковую информацию при восприятии речевых сообщений. Перцептивная фонетика изучает, какие свойства звуков существенны для восприятия речи и опознания фонем в разном положении; выявляет универсальные свойства звуков и национально-специфические; изучает способы извлечения информации не только из акустических свойств, но и языкового контекста. Экспериментальные исследования показали, что человек выделяет в речи только те признаки, которые являются важными для звукового распознавания в данном языке; поэтому, например, корейцам и японцам тяжело различать [р] и [л], арабам [о] и [у], русским долгие и краткие гласные и т.д.

Фонетическое описание звуков происходит тогда, когда лингвист описывает звуки, не зная, к какому языку они относятся.
Звук – первичная языковая единица, воспринимаемая чувствами человека. Набор звуков имеет свои отличия в разных языках, поскольку возник в силу определенных исторических условий жизни народа, который является носителем языка. В отличие от буквы, звук не изобретается человеком, и не может быть изменен.

Звук – это нечто неопределенное по своей природе, не существует предела членимости звуков в речи, поэтому фонетисты при выделении разных звуков речи исходят либо из своих возможностей их восприятия, либо возможностей приборов, либо поставленных задач. В зависимости от имеющихся целей используется узкая или широкая транскрипция, причем число промежуточных стадий между ними велико. В качестве примера можно указать следующий: в английском языке есть два основных звука [l]: светлый, который стоит перед гласными, и темный, который стоит перед согласными и на конце слова. В узкой транскрипции их различают, а в широкой пренебрегают.

Звук следует отличать от фонемы. Фонема выполняет смыслоразличительную функцию, она может быть реализована разными звуками, она абстрактна. Звук – конкретное проявление фонемы, мы его слышим и произносим, он реален. Например, в английском языке p, t, k произносятся с придыханием (аспирацией)[ph], [th], [kh], если с них начинается слог; и без придыхания, если стоят после s. Неправильное произношение может усложнить восприятие слова, но не повлечет значительных трудностей и путаницы со значением; следовательно, придыхание здесь – фонетическое различие. В то же время в некоторых языках Северной Индии отсутствие придыхания приведет к изменению слова (здесь будет фонологическое различие).

Аллофоны – это пары звуков, которые являются вариантами одной фонемы. Их использование зависит от окружения. Например, «method» (метод) и «methodical» (систематический) имеют одну фонему \e\, но она реализована разными аллофонами [e] и [i], поскольку в словах разное ударение (в первом слове ударение на первом слоге, во втором слове – на втором слоге).

Оставьте комментарий, если вам было интересно :) Со мной можно связаться в группе.

#лингвистика #языкознание #занимательноеязыкознание #фонетика #введениевязыкознание #научпоп