Этой лошадке уже была посвящена моя статья. Тарпан известен тем, что в основном ареал обитания этой лошади распространялся от Центральной Европы до открытых степных территорий Причерноморья. Их было два подвида - лесной и степной Тарпан. А еще на сегодняшний день это вымершее животное. Лесной был истреблен в XVI-XVIII вв. А степной - последний умер в неволе в 1918 году.
Однако в советские годы России вопросом о родословной лошадей всерьез занялся наш отечественный ученый-палеонтолог, доктор биологических наук Вера Исааковна Громова. Она являлась узко-квалифицированным специалистом-палеозоологом (или палеотериологом - устаревший термин, обозначающий изучение доисторических млекопитающих) и изучала доисторических копытных, особенно в рубеже плейстоцен-голоценовой эпохи.
Исследовав останки, Громова считала, что в Плейстоцене в лесах Приладожья обитала очень крупная лошадь "Equus caballus var.". Основная длина черепа этой лошади, вычисленная по сохранившейся нижней челюсти, была около 530 мм, а рост до 153 см. Лошадь эта была "большеголовой, длинномордой, узколобой и мелкозубой с длинным протоконом, с относительно длинными и тонкими проксимальными отделами ног и с короткими и широкими дистальными" (Громова, 1949, с. 195). Сама В. И. Громова предположительно производила эту приладожскую лошадь от крупной западноевропейской "ледниковой" лошади - Equus caballus germanicus Nehring.
Матерриалы были собраны на месте палеолитических и неолитических стоянок первобытных людей. Первобытный человек охотился на лошадей. Едвали он в те времена приручил лошадь. Громова кстати делала некоторые коментарии и по этому вопросу. Но она, как и большинство ученых, склонялась, что приручение лошадей произошло несколько позже, чем датировка представленных ископаемых останков.
Вера Исааковна уделила внимание ряду останков лошади, которую очень подробно описала в своих работах. Эта лошадь отличалась крупными размерами, с ростом около 140-152 см. в холке, массивными метаподиями и фалангами, зубами с довольно толстой эмалью. Вероятно, остатки таких же лошадей встречаются наравне с костями мамонта и шерстистого носорога в песчано-гравийных карьерах в пределах Вологодской и Архангельской областей России. Восточнее, в северном Приуралье, в позднем плейстоцене обитала некрупная лошадь с высотой в холке от 126 до 140 см (Кузьмина, 1971). Такого роста была и позднеплейстоценовая лошадь Черского (она же Ленская лошадь) на тундрово-степном северо-востоке Сибири.
Но останки именно широкопалой лошади (или как позже дадут название Equus latipes Gromova) очень часто встречаются в слоях поздних палеолитических стоянок долин Западной Двины, Прута, Днестра, Днепра, Дона.
Громова предполагала, что от тундрово-степной широкопалой лошади в раннем голоцене произошла лесная форма - лесной Тарпан, который широко распространился по европейской части СССР и попал в центральную Европу. Немногочисленные костные остатки Equus latipes Gromova известны из мезо- и неолитических слоев стоянок по южному и северному берегам Балтийского моря и даже на о-ве Готланд.
С исследованиями В.И. Громовой мы познакомимся еще не однократо. Она внесла неоценимый вклад в изучение копытных млекопитающих не только Плейстоценовой эпохи, но и в более ранние периоды Земли.
#палеонтология #эволюция #лошади #зоология #непарнокопытные #животные #наука и образование #Научные факты #биология