Добрый день, утро, вечер. Всегда интересовался тем, как люди относились к своей гигиене на протяжении почти всей человеческой истории. Особенно интересовала зубная гигиена в период средних веков.
До принятия христианства на Руси зубы лечили всякие знахари, волхвы, ведуны и прочий сомнительный элемент. Лечили заговорами, нашёптываниями, оберегами или лекарственными травами или-же кровью животных. Чтобы не быть голословным приведу парочку примеров из заговоров: «Как земляника эта засыхает и завядает, так чтобы у раба божия зубы замирали и занемели, чтобы черви и пути занемели, по сей день, по сей час». «Месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь. Унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Вот зуб, вот два, вот три. Все твои, возьми мою скорбь». Если зубная боль была совсем нестерпимой то применялся следующий метод. Отыскивали старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. Другой вариант лечения – при зубной боли грызли дубовую кору. В этом был рациональный смысл, как-бы смешно или странно это не звучало. Ведь кора дуба, насыщенная танином, активно использовалась в народной медицине. Так отвар коры дуба обладает вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами.
После крещения в Русь постепенно стали прибывать знания и специалисты в разных областях наук. В том числе и в науке медицинской. Уже в то время в летописях встречались упоминания о специалистах-медиках, которых именовали «лекарь», «лечец», «врач». Поскольку через Киевскую Русь проходило несколько важных торговых путей, лекари имели возможность познакомиться со всеми достижениями зубоврачевания того времени. Кроме этого, на Руси при княжеских дворах практиковали врачи-иностранцы. Так киевский лекарь Агапий для успокоения зубной боли применял в виде полосканий отвар белены черной, настойку касатика.
Внучка Владимира Мономаха Евпаксия, разбиравшаяся в медицине обобщила все свои знания в трактате "Алимма" ("Мази"). Трактат состоял из пяти частей, освещавших общие вопросы гигиены, краткие сведения по микропедиатрии, дерматологии и внутренним и наружным болезням. В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, которые при этом необходимо принимать, даются советы по устранению запаха изо рта, приводятся методы лечения различных заболеваний полости рта. Вот пара примеров:
…когда у ребенка начнется рост зубов, пусть ему намажут места вырастания зубов маслом из левкоев и воском или пусть натрут животным маслом, чистым и свежим, смешанным с сахаром
…если же случится во рту и на языке жжение и жар, то, взяв три драхмы очищенной чечевицы, две драхмы сухих роз, по три драхмы сухого кориандра, семян портулака и шампиньона, половину драхмы камфары и растерев хорошо, сделай подобие дорожной пыли и натри во рту и на языке
«…для того чтобы сделать зубы белыми, возьми по две драхмы жженых отрубей и белой соли, все это растерев хорошо, натри зубы»;
«…при дурном запахе изо рта, растерев руту, положи ее в инжир и, изжарив, дай есть очень горячим»;
«…при качающихся зубах возьми по две драхмы клещевины, квасцов и кожуры гранатов, все это растерев и перемешав, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука»;
…средство при сильнейших зубных болях: дикого винограда, перца, колотых квасцов, смолы – все это измельчить и принимать с виноградом без косточек и обмазывать кругом зубы
На Руси медицинские знания, в том числе стоматологического характера, обобщались в «Травниках». Несмотря на такое название, для оказания помощи стоматологическим больным рекомендовались средства самого широкого спектра – от растений до минералов. Например, славяне были знакомы с язвенными стоматитами, для лечения которых они использовали мед: «Мед пресной исцеляет прыщи ртяные, аще им помазуем».. В тех же целях применялся хрен: «Хрен толчон и варен в уксусе и тем рот полощем, тогда язвы ртяные от того заживут». При лечении гингивитов и глосситов применялся и подорожник (попутник): «Сок попутника травы, аще рот тем полощем, болесть зубная и оток (отек) от того перестанет и язвы на языке заживут».
Пытались тогда лечить и кариес. Причиной этого заболевания как в Европе, так и в Азии считали «зубного червя». Для его изгнания рекомендовали растущую в долине Москвы-реки черную чемерицу: «Черныя чемерицы корень вари в воде и тем рот полощем, болезнь зубную уймет, десны укрепляет и черви из зубов от того полоскания выпадут». Из других растений активно рекомендовался чистотел: «Корень селидониевы травы аще во рту жуешь, всякую болезнь зубную уймет»
На этом всё. До скорого.