Найти тему
Parnas on-line gallery

«Что держит узы брака крепкими» Николай Неврев

Оглавление
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Николай Васильевич Неврев не однократно был героем наших материалов, все потому, что его творчество оставило глубокий след в истории русского искусства.

Неврев – известный исторический и жанровый художник, сюжеты его раскрывают жизнь, уникальный быт и традиции русского народа в разные эпохи. Картина «Что держит узы брака крепкими» ознаменовала начало ХХ века в личной биографии живописца, хотя сам сюжет возвращает к истокам родной культуры. Сам Неврев писал по поводу картины так:

«С 30.11. начал пачкать полотно и истреблять краски, задумав изобразить «Чем были крепки узы брачны».

"Что держит узы брака крепкими", 1903
"Что держит узы брака крепкими", 1903

В центре сюжета - старинный обряд новобрачных, когда невеста перед первой брачной ночью снимала сапоги с мужа в знак покорности ему, а он, в свою очередь, ударял три раза плеткой по ее спине, ознаменовывая свою власть.

Фрагмент
Фрагмент

В представлении Неврева сцена разувания особенно сентиментальна. Молодая жена в нежно-розовых одеждах и народном головном уборе кажется очень смущенной и не смотрит на мужа. На Руси, конечно, знакомство будущих супругов не могло быть долгим перед свадьбой, так что совершенно чужие друг другу люди оказывались связанными на всю жизнь, и это всегда была своеобразная лотерея. Никто не знал, как сложится брак.

Фрагмент
Фрагмент

Муж, по традиции, держит в руках плетку для символических ударов, но держит ее не слишком крепко. Вместе со зрителем, можно надеяться, что орудие в ходу не будет слишком часто в этом доме.

Неврев красочно показывается и внутреннее убранство старорусского дома: часть кровати, сокрытой пологом, расписные стены, мебель, и конечно, икону с Христом и лампадкой перед ним, что символизировало божественное благословение брака.

Фрагмент
Фрагмент

Ковры, фактура ткани свадебного наряда, обшитого жемчугом, переливы складок – все это выглядит достоверно и погружает зрителя в атмосферу давно ушедшей эпохи.

В начале ХХ века тема старорусского быта, княжеской Руси и боярской темы была необычайно популярна. Она использовалась для тематических вечеринок аристократов и даже костюмированных балов в императорском дворце. И в искусстве на это время приходится пик данной темы, в большом количестве появляются картины, музыкальные произведения, театральные постановки, декор в духе Древней Руси.