Найти в Дзене
Музей AZ

«Артефакты» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой: концепция, история, исполнение.

Франциско Инфанте-Арана, в 1962 году, еще будучи студентом, начал свой творческий путь в группе кинетического искусства «Движение». Через несколько лет, в 1968 году, он принял решение уйти и заняться собственными экспериментами. Чуть раньше, в 1966 году, он бросает художественное училище, где учился на факультете монументальной живописи. Так что в знаменательном для себя 1968 году Инфанте обрел полную свободу внутри себя, насколько, конечно, она была в то время возможна в СССР.

Франциско Инфанте-Арана
Франциско Инфанте-Арана

В том же году зимой он отправился вместе со своей женой Нонной Горюновой на природу, где они в рамках акции (которую тогда никто еще не называл акцией) «Супрематические игры» выложили на снегу «Посвящение Малевичу» — супрематистскую композицию, детали которой были вырезаны из картона. Надо понимать, что русский авангард тогда нигде не выставлялся и, выражаясь в терминах советской власти, в силу своего «формализма» был запрещен, но знания о нем передавались в узком кругу «знатоков». Поэтому действия Инфанте и Горюновой носили, можно сказать, сакральный характер. Так на свет появился первый «артефакт» — художественный объект, превратившийся затем в концепцию творчества и дело жизни Инфанте и Горюновой. Название появилось позже, так же как и окончательное осознание открытия. Но с тех пор Инфанте неукоснительно двигается в выбранном направлении.

Франциско Инфанте. Из серии «Супрематические игры». 1968
Франциско Инфанте. Из серии «Супрематические игры». 1968

Эта тема в творчестве Инфанте, вероятно, сформировалась на волне оттепельных 1960-х с их бурным развитием науки и освоением космоса, что дало в те годы мощный толчок для научной фантастики, размышлений о технологическом будущем и бесконечности вселенной. Еще во время учебы в художественной школе (МСХШ) Инфанте особенно занимает идея бесконечности. О ней он размышлял и в своих ранних проектах: «Спираль бесконечности» (1963), «Реконструкция звездного неба» (1965–1967), «Архитектура автономных искусственных систем в космическом пространстве» (1971). Также он специально изучал теорию бесконечности математика Георга Кантора (о двух видах бесконечности: потенциальной и актуальной).

Франциско Инфанте. Проект «Реконструкция звездного неба». 1965-1967.
Франциско Инфанте. Проект «Реконструкция звездного неба». 1965-1967.

В 1976 году Франциско осознал для себя некий «арт-синтез» природы и искусства. Тогда же он придумал ему название «артефакт», позаимствовав термин у писателя-фантаста Клиффорда Саймака, чью книгу он в то время оформлял по заказу как художник. 

«В контексте “АРТЕФАКТА” уже как художественной системы природа и артефакт выступают на равных, как дополняющие друг друга. Природа заключает в себе функцию бесконечности. А искусственный объект-артефакт — символ технической части мира. При этом искусственный объект не агрессивен, он не оскорбляет природу своим присутствием, не наносит ей ущерб, не нарушает ее тонких сцеплений», — объясняет Инфанте свою концепцию артефакта.
Нонна Горюнова и Франциско Инфанте.
Нонна Горюнова и Франциско Инфанте.

С тех пор уже пятьдесят лет семейная пара в разных природных точках, на территории родной страны и за ее пределами, продолжает свои игры, а мы, зрители, видим лишь конечный результат — фотофиксацию сложнейшего процесса, который осуществляют художники. Произведение Инфанте и Горюновой — это еще и то, что на какое-то время привносится ими в природный ландшафт, чтобы потом бесследно исчезнуть, оставшись лишь зафиксированным на фотографии. 

Создаваемые ими геометрические конструкции — всегда принципиально реальны, они не используют техник фотомонтажа, коллажа или других приемов. Все технические приспособления — проволока, крючки, рамы и прочее, поддерживающее композицию, остаются за кадром. Арсенал художественных средств, помогающих создать работу, предельно прост: пленки, металл, бумага, пластмасса. Зеркало или любая отражающая поверхность — самые частые объекты у художников, но важно то, что они используются не для создания эффекта удвоения, а для преображения пространства. А еще Инфанте всегда помогает сама природа — солнечный свет, небо, земля, вода и, конечно, снег.

Артефакты. Выставка «Фамильные ценности». Фотограф Василий Буланов.
Артефакты. Выставка «Фамильные ценности». Фотограф Василий Буланов.

Увидеть «Артефакты» и другие работы художников и их семьи можно на выставке «Фамильные ценности» в Музее AZ