Найти тему

Константин Михайлович Веригин

Константин Михайлович Веригин (1899-1982) родился в семье потомственного военного, дворянина, в городе Санкт-Петербурге,
6 февраля 1899 года. Воспитывался во 2-м Кадетском Корпусе. В XIX веке Веригины породнились с такими знаменитыми фамилиями, как Татищевы, Нарышкины, Огаревы, Нечаевы и Новосильцевы, а парсуна одного из предков по мужской линии, боярина-стольника царей Алексея Михайловича и Петра I Фёдора Веригина, написанная в конце XVII века, украшает ныне собрание Русского музея, поступив из царской коллекции Гатчинского дворца в 1929 году.

Герб рода Веригиных
Герб рода Веригиных

В 1911 году семья Веригиных перебралась в Крым: здесь прошла
лучшая пора детства и юности Константина Михайловича.
Здесь он учился в Ялтинской Александровской мужской гимназии,
а сестра Ольга – в частной гимназии Фьерфор. Все дети в семье были талантливы: они любили поэзию и музыку. Главным любимцем матери считался младший брат Михаил, «
всего более на нее похожий и лицом,
и способностями. Он единственный унаследовал голос, музыкальность
и крепкое здоровье матери».
Обращала на себя внимание и Ольга.
«К пяти годам она как-то сама выучилась читать и писать,
а музыкальность в восприятии слов и рифмованной речи была у нее развита необычайно».

Константин, Михаил и Ольга Веригины. Ялта, 1908 год.
Константин, Михаил и Ольга Веригины. Ялта, 1908 год.

У Константина же рано проявился особенный талант – страсть к ароматам. В своей семье, в кругу близких людей, за ласковый нрав, и по созвучности
с именем, мальчик получил прозвище «
Кот», а в одной из башенок дома, построенного по проекту знаменитого ялтинского архитектора
Л. Н. Шаповалова, была устроена специальная комната, которая
так и называлась «
Лаборатория Кота» – здесь юный парфюмер постигал основы искусства смешивания ароматов.

-4

Вид на дом Веригиных в Чукурларе 
(в углу справа на снимке)
Вид на дом Веригиных в Чукурларе (в углу справа на снимке)

В революционном 1919 году К. М. Веригин окончил гимназию в Ялте,
и до самой эвакуации из Крыма, находился в рядах Белой Армии. Когда положение семьи стало опасным, в ноябре 1920 года Константин Михайлович был вынужден покинуть пределы России вместе с сестрой
и матерью – брат Михаил остался на родине и прожил до 1943 года.

К. М. Веригин в форме добровольца лейб-гвардии конно-гренадерского полка (1919-1920).
К. М. Веригин в форме добровольца лейб-гвардии конно-гренадерского полка (1919-1920).

Горькое расставание с Россией Веригин описал в автобиографической книге «Благоуханность» (1965), изданной его дочерью Ириной Веригиной-Бизе на русском языке в 1996 году – «Ярким, солнечным осенним утром любовался я в последний раз красотой родного моего города, его дачами, садами, парками, лесистыми склонами гор»… С поэтической проникновенностью Ольгой Веригиной описаны люди, которые плачут
и крестятся, поют «Боже, царя храни» и не могут отвести взгляд от родного берега, ускользающего в туманной дымке, пока доносящийся колокольный звон ялтинских храмов не смолкнет совсем. Да и весь дух веригинской прозы, «пропитанной ароматом ностальгии» передан языком, способным заинтересовать прежде всего филологов, ведь каждой главе книги, как драгоценностям в ожерелье, предпослан эпиграф из Алексея Константиновича Толстого или Афанасия Фета, Ивана Бунина или Александра Блока, Николая Гумилева или Анны Ахматовой. Меняются эпохи – меняются эпиграфы.

Ялта
Ялта

Вся ностальгия эмигранта-парфюмера переведена в область
обонятельных воспоминаний, но именно это и составляет главную ценность его прозы, ее уникальность. Даже формулы — «
дух времени», «аромат эпохи» — вдруг наполняются всевозможными оттенками смысла: здесь верхняя нота аромата — северная сирень, нижняя нота — крымская магнолия, или задумчиво склонённый ландыш, а нота сердца — кора могучего дуба…

В эмиграции начались годы странствий: путь из Константинополя привёл
в Югославию, а в конце 1921 года – во
Францию, где как оказалось, Веригину суждено было прожить все оставшиеся годы.

-8

Здесь в 1924 году, он обучался в Университете города Лилля, где получил диплом инженера-химика и занял место ассистента парфюмера Клода Фрейсса в компании Parfums de Luzy. Знакомства и связи в среде белых эмигрантов – ведь вместе с Веригиными за пределами родины оказались Бунин, Цветаева, Алданов, Юсуповы, – скоро помогли Константину Михайловичу устроиться в престижный Дом Шанель. Здесь Веригин стал ассистентом парфюмера Эрнеста Бо, оказавшегося также русским человеком, родившимся в Москве в 1882 году и потерявшего в ходе революции всё своё состояние и положение – Эрнест Бо сделал себе имя и карьеру в торговом доме «Ралле и Ко» в Москве, где служил техническим директором и стоял у истоков новых альдегидных композиций, однако после эмиграции, как человек откровенно не принявший новый режим, продолжил сотрудничать с компанией «Ралле» в Грассе, пока позже
не перешёл к Шанель.

Грасс
Грасс

Здесь, в Доме Шанель, Константин Веригин становится подлинным мастером и как композитор ароматов, вместе с Эрнестом Бо, изучает самые знаменитые в мире духи «Шанель №5» – шедевр парфюмерии. Это был своего рода совершенно новый тип духов – альдегидный, непохожий ни на что: ни на цветы – прямо, ни на травы – косвенно. Самодостаточный, ни с чем не сравнимый купаж пленял, очаровывал, восхищал знатоков по всему земному шару. Сам Эрнест Бо, с которым Веригину довелось проработать тридцать лет, утверждал, что этот аромат ему навеяли дни сражений на русском Севере.

Лаборатория Эрнеста Бо, где работал Константин Веригин
Лаборатория Эрнеста Бо, где работал Константин Веригин

В это же время Константин Веригин приобретает репутацию
«поэта ароматов». Он изучает, наблюдает и серьёзно пишет о том,
как воздействуют ароматы на человека; о том, какие ароматы способствуют вдохновению художника и музыканта, ремесленника
и скульптора. В своей книге он замечает о том, что если человек переживает яркий момент в своей жизни, то обрамлённый ароматом,
этот момент становится ещё более запоминающимся.

Флакон духов Шанель № 5. 1921 год
Флакон духов Шанель № 5. 1921 год

В Доме Шанель Константин Михайлович Веригин занимался также контролем качества духов, закупкой качественных эссенций и других ингредиентов. Веригин входил в состав и дважды избирался
председателем Ассоциации французских Парфюмеров (вплоть до своей смерти в 1982 году), а десятки его эксклюзивных композиций удостоились чести быть навеки сохранёнными в Осмотеке – своеобразной
библиотеке-хранилище запахов, - в Версале, где они представлены
наравне с разработками Жана-Мари Фарины, автора знаменитого одеколона и Жана-Луи Фаржона – придворного парфюмера королевы Марии-Антуанетты, открывшего миру цветочные духи. Всего известно более 30 композиций, созданных непосредственно Константином Веригиным среди которых «Ashes of Carnations» (1930), Printemps de Paris (1931), Mais Oui (1938), Folies Bergère (1943), Ramage (1951), Christmas in July (1954), Frosty Mist (1955) и многие-многие другие.

Printemps de Paris 1930s.  Флакон, принадлежавший Джелли д'Араньи
Printemps de Paris 1930s. Флакон, принадлежавший Джелли д'Араньи

Так Веригину удалось внести во французскую эстетику парфюма ноты подлинной свежести русского морозного утра, дух сухого и пряного летнего воздуха, что слышится лишь на виноградниках Ливадии, а также запечатлеть и отразить терпкую горечь луговых трав Крыма.

-13

Текст: © Владислав Кожин

Дизайн: © Евгения Чабан

Наука
7 млн интересуются