Найти в Дзене
Формула для всех

Десять мест с очками в Формуле-1 — слишком много. Жалкие крохи ради ничего.

Оглавление

Тряска за Кубок Конструкторов и флюгерские настроения по поводу уровня пилотов — вот и вся борьба за одно-два очка в гонке.

Формула-1 всегда отличалась мощью зрительского настроения больше, чем любой другой спорт. С одной стороны, все стандартно — доминирующие долгие годы коллективы так же ненавистны, надоедливы и порой даже вызывают чувство глубокой скуки. Но с персоналиями все сложнее. Понятие «будущая звезда», например, в футболе размыто до вселенских масштабов — юниор может сколько угодно блистать на молодёжном уровне, но все при этом прекрасно понимают — его дальнейшей карьере это практически никак не поможет. Первый выход на поле со взрослыми дядьками, как правило, сразу наглядно демонстрирует — весь исключительный талант и сотни голов в юношах можно там и оставить. Все нужно начинать заново.

А что же в нашем болоте?

Спортивный мазохизм

В Ф1 в этом плане все спотыкается об несколько факторов. Первый — это элитарный статус и высочайший порог вхождения для спортсменов. В Формуле-1 всего 20 мест, а ты ещё до нее доберись! Даже если ты мегаталант — бабки в шапку, приятель. Даже средние на общем фоне пацаны в 16 лет (!) могут башлять сотни тысяч евро за один сезон, причём без каких-либо гарантий, что ты НЕ будешь ездить глубоко на дне пелетона. Поэтому те, кто хотя бы расстояние вечности от Ф1 преодолели и катаются в условной Ф3 - уже элита.

Второй фактор — молодёжные турниры. В вертикали ФИА зрители копошатся так, как не делает этого ни один футбольный фанат. Ещё ДО попадания юниора в Формулу-1, по поводу целой вереницы пилотов, например, Формулы-2 формируется однозначное впечатление о готовности выступлений в главном чемпионате. Берём Оскара Пиастри и убеждаемся в этом раз и навсегда — вопросов в духе готов/не готов и близко не стоит! Напротив, по всеобщему мнению, для Оскара нужно чуть ли не полпелетона зачистить, лишь бы уже ездил парень и наконец-то радовал своим наличием в двадцатке сильнейших.

-2

Третий фактор плавно вытекает из второго — это зрители. Годы отслеживания фанатского дискурса в Формуле-1 приводят к грустному, но неизбежному выводу: поклонник королевы автоспорта в большинстве своём — злобный, желчный, печальный товарищ, который не то что боится шаг влево-шаг вправо сделать. Он искренне бежит от этого, потому что давление толпы слишком ощутимо — ну не принято в России (да и во всем мире в принципе) выходить на амбразуру с мнением, которое противоположно поверхностным воплям большинства. При том, что оно в 99% случаев будет ближе к истинному положению дел. Гораздо комфортнее слиться со стадом, получить десятки лайков на свой комментарий о том, насколько бездарь тот или иной пилот, или о том, как ты чувствуешь психологию гонщика — «пилоту *х* явно не хватило настроя», «у этого парня пропала мотивация» и прочая чушь.

И если бы только зрители! В мире формульных СМИ можно найти единицы ресурсов/авторов, которые не потакают общему курсу альтернативно одаренных зрителей. Википедийные пересказы истерических событий. Статьи о крахе карьеры пилота после трёх неудачных гонок. Уничижительно-насмешливое отношение к рента-драйверам. В общем, полный набор халтурного и лицемерного подхода — сладкий хлеб, на который слетаются миллионы мух. Которые, как известно, ошибаться не могут.

Примитивизм — страшное оружие. Потому что в 99% случаев оно находится в руках тех, кто вообще не умеет стрелять.

-3

Подкорм от ФИА

И здесь нужно признать, что зрители отчасти являются заложниками некоторых базовых правил в Формуле-1. Одним из таких пунктов, наизнанку выворачивающих мыслительный процесс рядового фаната, является нынешняя система начисления очков в гонках. Что с ней не так?

Да все не так. До свидания, друзья.

Было бы прекрасно закончить текст именно так, но все-таки давайте попробуем разобраться. И чтобы было проще, выдвинем к ФИА официальное требование:

Нужно давать очки только за первые 6 мест по итогам гонки. Точка.

Только такая конфигурация хотя бы частично избавит нас от искореженного восприятия выступлений гонщиков, ну и их уровня в принципе, соответственно. Ведь так сложно не поддаться искушению похвалить Эстебана Окона, когда он приехал на ДЕВЯТОЕ место и заработал аж ДВА очка. Голова закружилась, когда представил, настолько это волнующе.

-4

Ещё более волнующими для зрителей являются ошеломительные битвы команд за n-нное место в Кубке Конструкторов. Когда я слышу в нашей, не параллельной, вселенной вещи вроде «интересно посмотреть на борьбу «Альпин» с «Альфа Таури» за пятое место в КК», начинаю истерично смеяться и рыдать, а соседи вызывают полицию. У одних к концу сезона 112 очков, а у вон тех 79, а смогут ли вон те отыграться? Невероятно нелепо, учитывая то, в каких обстоятельствах данные очки добываются. Пилоты приезжают на 7-10 места, получают свои турнирные крохи, потом получают НЕ крохи на банковский счёт, и посвистывая, вприпрыжку, едут на следующий Гран-при. Жизнь удалась!

Вы помните, кто какое место занял в Кубке Конструкторов дальше третьей позиции? В любом сезоне. Если помните, вы — страшный нейрокиборг не с этой планеты. Непонятно, зачем вам в принципе нужна Земля и Ф1, когда вас ждут на Плутоне и в других галактиках для важнейших миссий по спасению всего сущего.

-5

Для чего пилоту нужны два очка? Как оценивать выступления Себастьяна Феттеля, Фернандо Алонсо и Кими Райкконена, когда они приезжают на очередном десятом месте в очередном Гран-при Терлингуа? После каждого такого финиша у людей напрочь отказывает способность оценить, собственно, саму гонку в исполнении пилота, потому что результат на табло: «У него два очка! Два! Он набрал ОЧКИ! Отличная гонка, два очка!». Для полной шизофрении не хватает только, чтобы все зрители на трибунах вставали и начали аплодировать пилоту, рядом с ним сразу появлялись красивые полуголые женщины, которые его бы обвивали, на голову надевался огромный венок, гонщика тросом прикрепляли к огромному шару, отпускали, и под неадекватные овации он летел бы в небеса, крича изо всех сил:

«Я! НАБРАЛ! ДВА! ОЧКАААААА!!!». И исчезает в слоях атмосферы.

Плохие примеры из 2022

Которые, собственно, и навели на написание данного текста. Алекс Албон и Мик Шумахер — два пилота, которых оценивают исключительно в контексте этих самых несчастных очков. Баллов для бедных, жалких подачек. И больше никак не оценивают, представляете!

Мик Шумахер стал живой мумией ещё в подростковом возрасте, но Формула-1 окончательно его законсервировала. Обсуждаются его места на финише, контракт, связи с «Феррари», что бы сказал Михаэль, нелепые трансферные слухи — все, что угодно, но только не сам пилотаж. Не то, как он проводил свои гонки. Видим место на финише — 12-ый, ага. Значит опять провал. От чего мы получили новый цикл помешательства СМИ в автоспорте - Шумахер-младший пал жертвой, на которую обрушили всю мощь глупых догадок и поверхностных выводов, подкреплённых некими «инсайдами» по поводу будущего немца. И все из-за того что Мик буквально не приехал десятым тогда, когда все эти люди от него ждали.

-6

Что произошло в течение последних недель? Шумахер заехал в очки в двух гонках подряд, после чего от него не то что отстали — появился отличный повод вывалить статьи вроде «Сын чемпиона ответил критикам!». С умолчанием того факта, что критиковавшие немца ранее товарищи данные заголовки и создают! То есть, чтобы развернуть массовое помутнение на 180 градусов, Мику всего-то нужно было набрать 3 очка… Это звучит жалко. Даже в некоторой степени позорно. Учитывая, что всего за сезон у Шумахера-младшего этих самых очков наберется дай бог 20. И все они к старту первой гонки 2023 года будут смыты в клозет.

При ограничении очковой зоны до 6 мест, Мик нафармил бы себе за весь год очков 5. Зато каких! Совсем рядышком с топами, а не в борьбе ни за что между альпинами и астон мартинами.

Магия Албона

У Алекса ситуация обратная. Если от Мика аудитория ждала очков, чтобы позволить ему считаться НЕ ужасным гонщиком в ее глазах, то с Албоном изначально все было более благосклонно.

Кроме необъяснимой истерии по поводу приглашения тайца в «Уильямс», в рамках которой человек, выступавший в «Ред Булл» вдруг был единогласно обозван рента-драйвером. Но даже несмотря на это, Албон входил в сезон как локомотив команды, в составе которой был один дефективный вагон со скрипящими колесами — Николас Латифи. После феерического результата Алекса в Австралии с пит-стопом на последнем круге, в восторге остались абсолютно все. Но почему? Потому что Алекс набрал ОДНО ОЧКО. В самой радости за подобный результат нет ничего крамольного, но признайтесь себе — именно по нему вы визуализировали себе гонщика, который на самом деле тащит «Уильямс». На него смотрят, как на спасителя, потому что разок приехал на десятом месте. Разве это справедливо?

-7

В итоге, у Алекса уже аж 3 очка в сезоне-2022, и эта цифра будоражит фанатов каждый уикенд, каждую сессию всех Гран-при Формулы-1. Хотя все остальные гонки в исполнении Албона в этом сезоне — нормальные, обычные, рядовые, серые, иногда провальные. Куда он «Уильямс» тащит-то?!

Я вам обещаю, что когда попаду в Формулу-1 и наберу одно очко за финиш на 10 месте, расплачусь в боксах от позора и уйду в глубокую депрессию.

Полувывод + «Критикуешь — предлагай»

Все написанное выше безусловно можно оспорить или даже разгромить в пух и прах с позиции собственных ощущений от нынешней Формулы-1. Но.

Десять призовых мест на финише дают нам не просто лишнюю и не совсем корректную картину самой гонки/выступлений пилотов/итогов сезона — они часто переворачивают картину с ног на голову настолько, что даже будучи искушённым зрителем, можно в этих соснах заблудиться. Давайте больше следить за пилотажем гонщиков, темпом, их собственной оценкой ситуации. И меньше — за нелепыми статьями журналистов и выводами зрителей по итогам уморительных финишей в борьбе за одно несчастное очко. Отсекая число призеров до шести, можно повысить престиж баллов как таковых и понизить градус общего неадеквата.

Давать баллы половине пелетона, когда борьбу за высшее достижение ведут три команды с натяжкой — не совсем справедливо. Хороший финиш и очки за него — это вещи, которые не обязательно колоть степлером. Они вполне могут существовать и друг без друга.

В следующей части этого текста мы попробуем выдвинуть свои важные реформаторские идеи насчёт того, как разнообразить/улучшить/дополнить ситуацию с очками в Формуле-1 при начислении баллов первым 6 гонщикам вместо 10. Если у вас есть на этот счёт здравые мысли пишите их в комментарии, и мы включим их в следующую статью!