Найти тему
Пески времени...

Остатки уникальной ткани с золотым шитьем найдены при раскопках во Франции

Оглавление

Эту золотую ткань и другие артефакты, найденные при изучении двухсот гробниц, уже показали широкой публике

Здравствуйте, друзья!

В городе Отун, Франция в 2020 году стартовали работы по изучению некрополя - раннехристианской церкви Сен-Пье-л'Эстье. Их проводили сотрудники Inrap совместно с археологической службой города. За это время было исследовано около 230 гробниц, внутри которых исследователи обнаружили уникальные предметы, включая золотые украшения, броши из камня и янтаря, и старинную вазу с диатретом (церковный сосуд). Но самой интересной находкой стал отрезок ткани, окрашенный в пурпурный цвет, оказавшийся в одной из гробниц.

В некрополе находятся захоронения элиты - об этом свидетельствуют саркофаги и их содержимое

Вид на раскопанный участок с свинцовым гробом на переднем плане Фото: Кристоф Фукен, Inrap
Вид на раскопанный участок с свинцовым гробом на переднем плане Фото: Кристоф Фукен, Inrap

В некрополе Сен-Пьер-л'Эстье большинство захоронений относятся к IV веку, хотя функционировал он с III по V века. В древних текстах есть упоминания о том, что здесь захоронены первые епископы Отуна, ранние христиане-аутунцы, а также приверженцы и других древних религий.

Некоторые могилы, раскопанные в 2020 году, явно принадлежали элитам города, о чем говорят каменные и свинцовые саркофаги ( такие захоронения требовали значительных финансовых затрат). Об этом свидетельствует и наличие дорогих и престижных предметов, найденных в них.

В шести гробницах были обнаружены кусочки золотых нитей и ткани, окрашенной в красный цвет. Ткань была подвергнута химическому анализу, который показал, что изначально она могла быть фиолетового цвета, цвета, который в то время ассоциировался с высокой аристократией.

Но самая интересная находка оказалась в свинцовом саркофаге IV века. Это большой отрезок ткани, окрашенной в пурпурный цвет и вытканной золотыми нитями.

Уникальная золотая ткань из свинцового саркофага

Могила 47-го года, и ее свинцовый гроб, в котором находились остатки отрезка ткани с золотым плетением. Фото: Кэрол Фоссурье, Инрап
Могила 47-го года, и ее свинцовый гроб, в котором находились остатки отрезка ткани с золотым плетением. Фото: Кэрол Фоссурье, Инрап

Могила с порядковым номером 47 включала свинцовый гроб, засыпанный землей на пятнадцать сантиметров. В ней больше не было костей (они давно разложились), но там был обнаружен отрезок ткани, сплетенной из золота и окрашенной в пурпурный цвет.

Золотая ткань покрывала практически всю площадь свинцового гроба. Но ткань была собрана в комок вместе с землей и могла рассыпаться впрах. Археологи осторожно вытащили все вместе, и тут же поместили в охлажденную среду, чтобы предотвратить появление плесени и разрушение текстильных волокон.

Затем остатки ткани подвергли компьютерной томографии в лаборатории Cetso в Ренне, чтобы увидеть среди земельных комьев количество текстильных останков.

Дальнейшая работа заключалась в том, чтобы так высушить ткань вместе с землей, чтобы избежать разрушения тепловым шоком. Для этого комья подвергли медленной сушке, длившейся целый год (!). И только после этого эксперты по текстилю, присутствовавшие на проекте, приступили к очистке ткани.

Теперь специалисты могут по-праву сказать, что:

"Золотая ткань, вероятно, является одним из самых больших антикварных предметов, найденных на сегодняшний день. Она состоит из нитей, изготовленных из текстильной сердцевины, вокруг которой наматываются золотые планки".

Сильно разрушенная из-за неоднократных проникновений внутрь гроба, она сегодня практически не содержит органического вещества - сохранились только золотые нити. Некоторые образцы чрезвычайно тонкие, со 100 нитями на сантиметр (диаметр 100 микрон на нить) и золотыми пластинами шириной около 300 микрон).

"Эти золотые нити свидетельствуют о роскошной ткани, выполненной точно и тщательно. Наличие криволинейных узоров указывает на использование техники гобелена, при этом полоски ткани из золотой пряжи включены в ткань с фиолетовым оттенком. Рисунки, которые появляются на этих полосах, все еще анализируются. Они рисуют геометрические и изогнутые элементы, которые, вероятно, соответствуют растительной и цветочной тематике".

Исследовательские работы подтвердили тот факт, что ткань когда-то была выкрашена в пурпурный цвет ( цвет роскоши). А то, что ткань была соткана с использованием очень тонких золотых пластин и нитей, лишь подчеркивает важное положение в обществе человека, погребенного в свинцовом саркофаге.

В настоящее время этот ценный артефакт все еще является предметом лабораторного анализа, но в виде исключения, археологи представили публике его небольшой фрагмент, который можно увидеть на выставке в Музее Ролина в Отуне, стартовавшей 17 июня 2022 года вместе с другими артефактами, найденными в Сен-Пьер-л'Эстье.

Верхнее фото: Кусочек ткани с золотым шитьем, очищенный от комьев земли, найденный при раскопке свинцового саркофага в Сен-Пьер-л'Эстье. Фото Inrar.

Фотографии взяты из открытых источников.

Наука
7 млн интересуются